Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Зачем строят самолеты? Школа России

Поделиться:

Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Зачем строят самолеты?». УМК А. А. Плешаков

Цель: познакомить с назначением, видами и устройством самолетов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять назначение самолетов.

Оборудование: модели самолетов (можно фотографии или картинки); у учащихся — цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Зачем нужны корабли?

— Какие виды морских судов вы запомнили?

— Расскажите, как устроен корабль.

(Можно использовать КИМы (тест 50, с. 76).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Он гудит и чертит мелом,

Он рисует белым-белым

На бумаге голубой

Над моею головой…

Сам рисует, сам поет,

Кто же это? (Самолет.)

— Ребята, а как вы думаете, зачем нужны самолеты? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О самолетах.)

— Прочитайте тему урока на с. 66 учебника. (Зачем строят самолеты?)

— Прочитайте, какие учебные задачи поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

— Муравьишка сегодня приглашает нас в воздушное путешествие. Вспомните, какие самолеты вы знаете и для чего они предназначены. (Ответы детей.)

— Отгадайте загадки.

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш российский… (вертолет).

 

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется над лугами,

Отливает серебром. (Самолет.)

— Чем похожи самолет и вертолет? (Это воздушный транспорт.)

— А чем они отличаются? (Самолет может перевезти больше людей или грузов. Самолетам нужна площадка для разбега.)

— Рассмотрите рисунки на с. 66 учебника. Прочитайте названия этих самолетов. Расскажите об их назначении. (Ответы детей.)

Пассажирские самолеты Ан-24, Як-40 летают на небольшие расстояния, Ту-134 — на средние. Дальние рейсы совершают самолеты Ил-86, Ту-154. Сегодня в воздухе новые самолеты — лайнеры Ту-204, Ил-96—300, Ил-114, супергигант Ан-225 и другие. Они за короткое время могут доставить пассажиров и груз в любую точку Земли. Самолеты Военно-воздушных сил РФ охраняют небо над нашей страной. Скорость истребителя 3,5 тыс. км/ч.

V. Физкультминутка

— Отгадайте загадку.

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (Самолет.)

Сейчас мы «построим» свои самолеты.

(Учащиеся повторяют слова стихотворения за учителем и выполняют движения.)

Руки ставим мы вразлет:

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда,

Делай раз и делай два.

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз

И на место все садись!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

Веками мечтали люди подняться в воздух и полететь над землей. Их фантазия, опережая время, создала сказочный ковер-самолет. С развитием техники эта мечта осуществилась. Первые самолеты появились в небе в начале XX в. Самолеты строились по двум схемам — с одним крылом (монопланы) или с двумя крыльями (бипланы). Со временем первая схема взяла верх, и сейчас только легкие, главным образом учебные, самолеты выпускают по второй схеме. Крыло у моноплана (крылья у биплана) — главная часть самолета. Благодаря крылу самолет держится в воздухе. Как это происходит? Двигатель сообщает крылатой машине большую скорость. Чем она выше, тем сильнее встречный поток воздуха. А крыло у самолета устроено так, что этот поток как бы подныривает под него, давит на него снизу. Так создается подъемная сила, которая отрывает самолет от земли и держит его в воздухе. Мощные реактивные двигатели поднимают самолет на высоту до 20—25 км и сообщают ему огромную скорость.

— Кому из вас уже приходилось летать на самолете? Расскажите о своих впечатлениях. (Ответы детей.)

— Рассмотрите рисунок-схему на с. 67. Познакомьтесь с устройством самолета.

(Учащиеся рассматривают самолет и называют его части.)

— Теперь откройте с. 92 и назовите друг другу части самолета, которые вы запомнили.

(Работа в парах.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 46).

(Работа в парах.)

— Какие виды транспорта вы знаете?

— Сравните особенности их передвижения.

— Обсудите с товарищем и выполните задание.

№2 (с. 46).

— Рассмотрите рисунки. Сравните все самолеты. Чем они похожи? Чем отличаются?

— Какие из этих самолетов можно встретить в наше время? А какие уже не увидишь?

— Выполните задание.

(Проверка в парах.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 67, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Что на уроке вам больше всего понравилось?

Дополнительный материал

Самолет

Многие изобретатели в различных странах работали над созданием самых причудливых летательных аппаратов. Некоторые копировали птиц, приделывали к рукам крылья и так пытались подняться в воздух. Но человек полетел, опираясь не на силу своих мышц, а на силу своего разума.

В 1885 г. по проекту русского морского офицера А.Ф. Можайского построили летательный аппарат, у которого были все основные части современного самолета: корпус, крыло, оперение, шасси, управление, моторная установка.

Тем временем во многих странах стали создавать крылатые машины. Всех опередили американцы братья Райт: 17 декабря 1903 г. их аэроплан с двигателем, работающим на керосине, поднялся в воздух и пролетел 32 м. Первый полет человека на самолете продолжался 59 с. Но это уже был настоящий полет со взлетом и приземлением. Так родилась авиация (от латинского слова «авис» — птица).

В 1913 г. в России инженер И.И. Сикорский создал уникальный тяжелый самолет «Русский витязь», а затем первый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», получивший мировую славу. Самолеты тогда строили без научных расчетов, и поэтому было много аварий.

26 мая 1924 г. в воздух поднялся первый советский самолет, построенный целиком из металла, — АНТ-2 конструкции А.Н. Туполева. Летом 1924 г. на воздушной линии Москва — Нижний Новгород успешно начал летать пассажирский самолет Ан -1.

В 1947 г. был создан первый советский реактивный истребитель МиГ-15 конструкции А.И. Микояна и М.И. Гуревича. В том же году в воздух поднялся вертолет Ми-1 конструкции М.Л. Миля.

Авиация продолжает развиваться. Конструкторы стараются создать Машины, которые тратят мало топлива, могут летать в любую погоду, с меньшим шумом и не загрязнять атмосферу выхлопными газами.

На смену первым сверхзвуковым пассажирским самолетам типа Ту-144 придут более совершенные и экономичные. Они будут летать в два-три раза быстрее скорости звука. А гиперзвуковые пассажирские лайнеры превысят скорость звука в пять-десять раз.

Вертолет

Удивительная машина — вертолет. Он перевозит грузы и людей. Как тонкие спички, обхватывает огромные трубы и несет их туда, где прокладывают газопровод. Загорелся лес или где-то далеко от города тяжело заболел человек — вертолет спешит туда, как пожарная машина или скорая помощь. На поиски пропавших геологов или терпящих крушение кораблей тоже посылают вертолеты-спасатели.

Много профессий у труженика-вертолета. Он может сесть там, где нет дорог и аэродромов. Ему не нужна площадка для разбега. Если люди попали в беду на воде или в горах, где невозможно даже ноги поставить, и тут вертолет придет на помощь. Он сбросит веревочную лестницу и поднимет спасенных людей на борт.

Удерживает вертолет в воздухе огромный винт с лопастями. Когда винт начинает вращаться, вертолет без разбега поднимается в воздух. Вертолетный винт вращается так быстро, что похож на прозрачные стрекозиные крылья.

На длинном хвосте у вертолета еще один, маленький, винт — пропеллер. Он служит рулем — удерживает корпус вертолета и не дает ему кружиться вместе с лопастями большого винта.