Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Явления природы. Школа России

Поделиться:

Урок окружающего мира для 2 класса. Тема «Явления природы». УМК А.А. Плешакова

Цели: познакомить с явлениями живой и неживой природы, различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; анализировать иллюстрации учебника; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: кроссворд (на доске или на отдельных листочках), анаграммы на доске, термометры разных видов, стаканы с теплой и холодной водой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Кроссворд «Живая и неживая природа»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Явления природы. Школа России

1. Тронь, только тронь —

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава.

Как огонь. (Крапива.)

 

2. Летом бежит,

А зимой стоит. (Река.)

 

3. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса.)

 

4. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

 

5. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце.)

 

6. В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундучище — холодища. (Холодильник.)

 

7. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Елка.)

 

— Найдите среди отгадок объекты живой и неживой природы.

— Какие предметы вы не назвали? Почему?

2. Проверка домашнего задания

— Покажите рисунки, которые вы выполнили дома. (Можно использовать КИМы (тест 5, с. 11). Выполняется под руководством учителя.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске анаграммы.)

МТНУА

ДРУАГА

ЖЬДОД

ПЛСТОАДИ

— Попробуйте разгадать зашифрованные слова. (Туман, радуга, дождь, листопад.)

— Как все это можно назвать одним словом? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

— Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 28 учебника. (Явления природы.)

— А о чем еще пойдет речь на уроке, вы узнаете, ответив на вопрос: что вы прежде всего должны сделать, если почувствовали, что заболели? (Измерить температуру.)

— Каким прибором измеряют температуру? (Градусником, термометром.)

— Так о чем еще мы поговорим сегодня? (О термометрах, о том, как надо измерять температуру.)

— Какие учебные задачи мы поставим? (Ответы детей.)

— А что говорит наш Муравьишка? Прочитайте об этом в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 9, вверху).

— Прочитайте текст на с. 28 учебника.

— Допишите определение.

2. Беседа, работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 28. Прочитайте задание к ним. Выполните его в парах. (Сосульки могут таять, а могут расти. Из тучи может идти дождь, снег, град. Снежинки могут таять. Птицы осенью улетают на юг, а весной снова прилетают. Гусеница может превратиться в бабочку и т. д.)

— Какие еще явления могут происходить в живой и неживой природе? Приведите свои примеры. (Снегопад, иней, ледоход, северное сияние, радуга, гроза, дождь, туман, ветер, половодье, роса, гололедица — явления неживой природы; листопад, выведение птенцов, появление детенышей у зверей — явления живой природы.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№2 (с. 9).

— Рассмотрите рисунки.

— Выполните задание.

— Сколько вы знаете времен года? (Четыре: весна, осень, лето, зима.)

4. Работа по учебнику

(Класс делится на четыре группы. Работа по рисункам на с. 29 (по одному рисунку на группу). Учащиеся должны определить, какое время года изображено, и назвать три признака этого сезона.)

Первая группа — зима

1. Лежит снег.

2. Замерзла вода в реке, превратилась в лед.

3. Нет листвы на деревьях.

Вторая группа — весна

1. Тает снег, появляются проталины.

2. На деревьях набухают почки, появляется первая зелень.

3. Небо ясное, солнечно.

Третья группа — лето

1. Стало тепло.

2. Цветут все растения, на деревьях зеленые листья.

3. Небо чистое, ясное.

Четвертая группа — осень

1. Листья меняют свою окраску.

2. Становится холоднее.

3. Увядают, желтеют растения.

V. Физкультминутка

Упражнение «Кислород в мозг»

(Указательным пальцем правой руки закрываем правую ноздрю, глубоко вдыхаем, пальцем левой руки закрываем левую ноздрю, выдыхаем, и так три раза поочередно.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 9, внизу).

— Прочитайте на с. 30 учебника, что такое термометр.

— Допишите определение.

2. Беседа, работа по учебнику

— Посмотрите внимательно на термометры, изображенные на с. 30. Одинаковые они или разные? Что у них общего, чем они отличаются? (Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с жидкостью и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная.)

— Как вы думаете, почему у разных термометров различные шкалы? (Ответы детей.)

В медицинском термометре шкала начинается с 34 °С, так как нормальная температура тела человека 36,6 °С. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37 °С. Самая высокая отметка 42 °С, так как выше температуры у человека быть не может.

— Какая шкала у водного термометра? (От 0 до 50 °С.)

— Какая шкала у уличного термометра? (От -50 до +50 °С.)

Мама градусник купила

И на стенку прикрепила.

Мамочка, а кто больной?

У соседей? За стеной?

— Что ты, милая Лалик,

В нашем доме нет больных,

Это градусник для комнат —

Он тепло и холод помнит!

Значит, комната больна,

Может, кашляет она?

Поднялась температура.

Потому глядит так хмуро?

Я больную навещу,

Солнце в форточку впущу!

С. Капутикян

3. Практическая работа

(Выполняется по заданиям учебника (с. 30-31). Опыты демонстрирует учитель. Результаты заносятся в рабочую тетрадь: №2 (с. 10-11).)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 31, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какие задания вам понравилось выполнять?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 28, ответить на вопросы к тексту.

2. Рабочая тетрадь: № 4, 5 (с. 11).

Дополнительный материал

Загадки

Сверкнет, мигнет,

Кого-то позовет. (Молния.)

 

Меня никто не видит,

Но всякий слышит,

А верную спутницу мою

Всякий может видеть,

Но никто не слышит. (Гром и молния.)

 

Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск. (Гроза.)

Когда это бывает?

• Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег, реки, озера, пруды покрываются льдом. (Поздней осенью.)

• Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, бурыми и опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Осенью.)

• Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Зимой.)

• Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Весной.)

• Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Летом.)

Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa