Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Календарь — хранитель времени, страж памяти»
Цель: сформировать представление о календаре как очень древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры, ориентироваться в сведениях, представленных на страницах современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, куклы Мальчик и Девочка, волшебный клубочек, календари (настенный, настольный, перекидной, отрывной), рисунки народов и аудиозаписи народных мелодий (русских, евреев, татар, бурят).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания. Тест
— Прочитайте словами: +4°, —10°, —5°, +44°, 0°.
— Запишите числами: тридцать два градуса тепла, тринадцать градусов мороза, ноль градусов, четыре градуса тепла, тридцать пять градусов мороза.
— Выполните тестовые задания.
1. Что такое погода?
а) температура воздуха
б) осадки
в) скорость ветра
г) сочетание температуры, осадков, ветра +
2. Каким словом характеризуют погоду?
а) длинная в) маленькая
б) ветреная + г) круглая
3. Какие бывают осадки?
а) дождь + в) ветер
б) гололед г) метель
4. Как не говорят о температуре воздуха?
а) жарко в) спокойно +
б) холодно г) тепло
5. Как называется состояние атмосферы в каком-либо месте в определенное время?
а) циклон в) погода +
б) сезон г) природа
6. Как называется наука о погоде?
а) метеорология + в) биология
б) экология г) математика
7. Какая народная примета предсказывает дождь?
а) ласточки летают низко +
б) солнце садится в облака
в) днем одуванчики закрылись
г) небо при закате ярко-красное
8. Что использует человек для прогноза погоды?
а) метеоспутники + в) метеоры
б) метеобуи + г) метеостанции +
3. Фронтальный опрос
— Что такое погода?
— Из каких слагаемых она состоит?
— Каким прибором измеряют температуру воздуха?
— Что означает одно деление на шкале термометра?
— Чем заменить слова «выше ноля»?
— Чем заменить слова «ниже ноля»?
(Далее работа ведется по вопросам в рубрике «Вспомним» на с. 36 учебника. Учитель от имени куклы Мальчика задает вопросы. Дети от имени куклы Девочки отвечают на них.)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет —
Весь куст опадет. (Календарь.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о календаре.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Календари. Сегодня волшебный клубочек зовет нас в страну великанов. Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения Петера Хакса (перевод с нем. Ю. Коринца).
Долгий день великанов
Зимой, когда великаны
Громко во сне храпят,
С их губ срываются тучи —
Тогда идет снегопад.
В марте они просыпаются,
Надевают очки в постели.
Потом одеваются медленно
И завтракают в апреле.
Потом идут прогуляться
В Японию или в Китай.
Встречаясь, важно здороваются —
Так протекает май.
В июне они съедают
Фаршированного быка.
С июля по самый сентябрь
Опять дают храпака.
В сентябре возле кассы цирка
Вытряхивают карман:
Там пляшет для них за деньги
Самый маленький великан.
Вот так живут великаны
Девять тысяч лет.
Живут немножко медлительно,
В этом сомненья нет.
(Читая стихотворение, учитель перелистывает настенный календарь, показывая ученикам последовательность событий.)
— Получается, что, пока у великанов проходит день, у нас проходит… (год).
— Давайте-ка скорее возвращаться назад. А то погостим деньков пять, а у нас пройдет… Сколько лет пройдет? В какой класс вам придется тогда ходить? (В седьмой.)
— Стражи этой страны не хотят выпустить нас, пока мы не ответим на их вопрос. Какой «прибор» служит для измерения времени? (Календарь.)
— Почему вы так думаете? (Ответы учеников.)
Ребята, из страны великанов мы вернулись с подарком.
(Учитель показывает календарь.)
— Как называется эта чудесная вещь, в которой собраны все дни года?
— Для чего служит календарь?
— Какие бывают календари? (Календарь-плакат, отрывной календарь, настольный, настенный, карманный календарик…)
(Учитель показывает календари.)
— Есть ли у вас дома календари?
— Как они выглядят?
— На одном из уроков мы говорили, что время бывает прошлым, настоящим и будущим. Какое время живет, хранится в календаре?
(Учитель показывает, как можно, пользуясь календарем, заглянуть в прошлое или будущее.)
— Давайте определим по календарю, на какой день недели придется день рождения куклы Девочки — 26 декабря? Кто поможет?
— А день рождения куклы Мальчика — 3 сентября? Кто поможет?
История календарей. Время в году для нас считают календари. Над их созданием потрудились разные народы мира.
Календари возникли в древних государствах — Вавилоне, Египте, Греции, Римской империи… Мудрые астрономы создали их, наблюдая за движением Луны, Солнца и звезд. Период вращения Земли вокруг Солнца — это год, который, в свою очередь, делится на месяцы — периоды вращения Луны вокруг Земли, а сутки — это время вращения Земли вокруг своей оси.
Названия месяцам давали по именам древних божеств или по очень важному для жизни людей признаку в природе. О начале каждого месяца громко возвещали в самых людных местах — на площадях и рынках. Само слово «календарь» произошло от латинского слова «калео» — провозглашать.
— Кто из вас знает, почему месяцы так называются? (Ответы учеников.)
Нынешние названия месяцев существовали еще в Древнем Риме более двух тысяч лет назад. У древних римлян год начинался 1 марта с приходом весны, с наступлением теплых дней. А так как римляне были воинами, то первый месяц года они посвятили своему богу войны — Марсу. Отсюда и название месяца — март.
Название второго месяца — апрель — значит «открыватель».
— Как вы думаете, что открывает апрель? (Весну.)
Третий месяц — май — назван именем римской богини весны Майи.
Месяц июнь назван в честь богини плодородия Юноны или римского консула Юния Брута.
Пятый месяц — июль — носит имя знаменитого римского полководца Юлия Цезаря.
Шестой месяц — август — носит имя императора Августа.
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь означали порядковые номера: восемь — «окто», девять — «новеем», десять — «десем».
Январь посвящен богу Янусу, хранителю входов и выходов.
Февраль — памяти умерших — «фебруариус».
После падения Древнего Рима крупнейшим государством стала Византия, с которой торговала Киевская Русь. Так были на Руси введены и древнеримские названия месяцев.
— Ребята, какой праздник настанет, когда мы оторвем последний листок календаря?
— Какое это будет время года? Какой месяц?
— Всегда ли Новый год бывает зимой в один и тот же день?
— Давайте вспомним, какие народы живут в нашей стране. (Русские, татары, башкиры, чукчи…)
— Чем они отличаются между собой? (Языком, культурой, традициями.)
Когда начинается новый год. С древности люди по-разному определяли начало года. Ведь разные народы издавна вели разный образ жизни, по-разному хозяйствовали на земле, исповедовали разные религии.
Например, у древних римлян и многих других народов год начинался в марте. Ведь именно в этом месяце природа пробуждается от зимнего сна и начинается подготовка к земледельческим работам. В старину и на Руси год начинался 1 марта.
(Звучит аудиозапись русской народной мелодии.)
— А сейчас в России когда начинается новый год? (1 января.)
— Вместе с нами начало нового года празднуют все христиане мира.
(Звучит аудиозапись еврейской народной мелодии, учитель показывает кукол в еврейских костюмах.)
В еврейском календаре (иудаизм) год и сейчас начинается осенью. Это связано с появлением молодой Луны. Начало года приходится обычно на время с 5 сентября по 4 октября.
(Звучит аудиозапись татарской народной мелодии, учитель показывает кукол в татарских костюмах.)
А в мусульманском календаре (ислам) дата нового года передвигается в течение 30 лет по всем сезонам, так же как и другие мусульманские праздники. И праздник Новый год иногда отмечается даже летом.
— Почему так происходит, давайте прочитаем на «Страничках Умного Совенка» (с. 122).
(Звучит аудиозапись бурятской народной мелодии, учитель показывает кукол в бурятских костюмах.)
По лунному календарю живут и последователи буддизма.
— В начале урока мы побывали в придуманной стране. А сейчас волшебный клубочек зовет нас в путешествие, чтобы побывать на праздниках мусульман нашей страны. Но перед тем как волшебный клубочек поведет нас за собой, давайте попросим наших кукольных помощников вспомнить правила поведения в гостях. (Надо уважать традиции и обычаи другого народа.)
Праздники Рамадан и Ураза-байрам. Мусульманские праздники не приурочены к постоянным датам, а постепенно передвигаются в годовом круге. Например, один из священных для мусульман месяцев называется Рамадан. В переводе на русский язык это значит «жгучий, жаркий». Но месяц Рамадан может быть и зимой.
Рамадан, девятый месяц мусульманского лунного календаря, — это время поста. В течение этого месяца днем, до наступления темноты, люди не едят, не пьют, не развлекаются, а молятся, делают добрые дела. В это время мусульмане стараются закалить свой дух, улучшить свое отношение к жизни и природе, тщательно выполнять требования веры.
Так исполни завещание Корана —
Отдай долги, всех бедных угости.
Священный праздник Рамадана
Тебе поможет грех свой искупить!
Учение Аллаха против зла любого:
Нельзя детей бросать и брать чужое.
Раздай одежду и еду малоимущим,
Услышит пусть молитвы Вездесущий!
Завершается пост радостным праздником Ураза-байрам. Он длится три дня. В каждой семье мусульмане готовят вкусные праздничные кушанья, обмениваются ими с ближайшими соседями. В эти дни они собирают вместе своих родственников, дарят подарки родным и друзьям, раздают милостыню. Ведь самая большая радость для человека — делиться всем, что имеешь, с другими людьми. Люди посещают могилы своих предков, читают там отрывки из Корана и просят Аллаха облегчить их участь.
Праздник Ураза-байрам,
Завершая Рамадан,
Пригласил всех мусульман —
Так предначертал ислам.
В каждом доме стол накрыт,
Никто не брошен, не забыт.
«Ид мубарак!» — желают люди —
Так поздравляют все друг друга.
V. Физкультминутка
Пусть стоят на месте ножки,
(Ученики выполняют движение «пружинка», руки на поясе.)
Только хлопают ладошки!
(Стучать по коленям.)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай,
Хлоп да хлоп перед собой.
(Хлопки перед собой.)
А теперь скорей похлопай,
Да погромче, за спиной.
(Хлопки за спиной.)
Выше, выше, выше хлопай,
Руки выше поднимай.
(Хлопая в ладоши, постепенно поднимать руки.)
Ниже, ниже, ниже хлопай,
Руки ниже отпускай.
(Хлопая, опускать руки.)
А теперь качать руками
Можно целых пять минут.
(Покачивать руками вперед и назад, выполняя движение «пружинка».)
Отдыхая вместе с нами,
Руки тоже отдохнут.
(Присесть на корточки, руки под щеку.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 26)
— Прочитайте задание, выполните его.
Задание 2 (с. 27)
— Прочитайте. Выполните задание самостоятельно.
— Обоснуйте свой выбор.
Задание 4 (с. 27)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
VII. Рефлексия
— Установите соответствие. Соедините линиями подходящие слова каждого столбика.
Иудаизм Лунный календарь
Православное христианство Начало осени
Ислам 1 января
Буддизм
Ответ: иудаизм — начало осени; православное христианство — 1 января; ислам — лунный календарь; буддизм — лунный календарь.
Сделаем вывод. Итак, календарь — хранитель времени в году. Мы пользуемся разнообразными календарями: настенными, настольными, карманными. Календарь помогает людям планировать работу и отдых.
(Далее учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Обсудим» на с. 39 учебника.)
VIII. Подведение итогов урока
Кукла Девочка будет задавать вопросы, кукла Мальчик — отвечать на них.
(Учитель передает куклу желающим.)
— Для чего служит календарь?
— Как календарь пришел в Россию?
— Только ли зимой может начаться новый год?
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 36—39), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 39).
2. Выполнить задание 3 (с. 27) в рабочей тетради.