Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Невидимые нити в зимнем лесу»
Цель: продолжить формирование знаний о связях в природе, научить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу, приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева), фотографии растений и животных (ель, белка, дятел, мышь, заяц, сойка, осина, филин).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания
— Распределите животных по группам в зависимости от способа зимовки.
Кабан, белка, суслик, лягушка, лось, еж, горностай, бурундук.
Спят | Делают запасы | Находят пищу |
Суслик, лягушка, еж, бурундук | Белка | Кабан, лось, горностай |
Бурундук осенью может запасти в своем потайном амбаре до 4 кг мелких семян. Удивительно, что бурундук не пользуется этими запасами в холодное время года — он спит в своем гнездышке. Но с наступлением весны, когда в лесу трудно отыскать корм, запасы приходятся как нельзя кстати.
3. Фронтальный опрос
— Почему птицы собираются зимой в стайки?
— Чем питаются зимой разные звери?
— Прочитайте свои рассказы, покажите рисунки птиц, которые прилетают к вашей кормушке.
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева).)
— Догадались ли вы, какова будет тема урока?
Сегодня мы будем говорить о связях между живой и неживой природой.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 36 учебника.)
— Какая наука изучает взаимосвязи между живой и неживой природой, между растениями и животными, между природой и человеком?
— Отгадайте загадку.
Зеленая тетка оделась в иголки,
Стоит одиноко в лесу на пригорке.
Надела сережки себе для потехи,
Припрятав для белок в сережках орехи. (Ель.)
(Учитель вывешивает на доску фотографии-отгадки.)
Невидимые нити в зимнем лесу. Темен еловый лес — в десяти шагах ничего не видно. Солнечные лучи едва пробивают густую хвою. Густые еловые лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого тут и теплее. Поэтому птицы и звери в непогоду летят и идут в ельник. Он и от метели укроет, и на ночь приютит. В пушистых ветвях, под заснеженными еловыми лапами пичуги ночуют целыми стайками.
Шишки у ели узкие и длинные, как морковки. Семена в них мелкие и с крылышками. В конце зимы, когда снег подтает и покроется корочкой льда, шишки открываются. Крылатые семена подхватывает ветер и по снежному насту уносит далеко от родного дерева, километра за два-три. Из семян вырастают молодые елочки, очень нежные и слабенькие. В открытом поле они могут замерзнуть. Только под защитой взрослых деревьев мороз им нестрашен.
Ветки ели никогда не ломаются под тяжестью снега, так как они эластичные и пружинистые. Снег с них скатывается. Но сильный ветер выворачивает ели с корнями, так как корни этого дерева расходятся на небольшой глубине и не всегда могут удержать дерево. В давние времена из древесины елей великие мастера делали скрипки и другие музыкальные инструменты. Ни одно дерево не дает такого отголоска, отзвука, как ель.
Взрослая ель становится владычицей леса. Под ее тенью не может прожить ни сосна, ни береза. Поэтому в борьбе с другими породами ель неизменно побеждает. Первое время она растет медленно, но после 15-летнего возраста начинает подниматься очень быстро, перегоняя сосну. И растет еще долго, до 100 и более лет. После 120 лет ее рост замедляется. Живет ель до 300 лет.
— Для животных ель не только защитница, но и кормилица. Давайте посмотрим, кто питается семенами ели.
(Учитель вывешивает фотографии животных.)
— Отгадайте загадку.
С ветки прыгает на ветку,
Но на землю сходит редко.
Тельце маленькое хрупко,
Постоянно носит шубку,
Коготки на лапках остры:
По стволу взбежать непросто!
По ветвям летит, как стрелка,
Эта рыженькая… (белка).
— Почему белка оказалась у ели? (Ответы учеников.)
Белочка сменила окрас шерсти на зиму. Она стала серенькой,
а хвостик остался рыжим. Ловко скачет зверек с ветки на ветку. Хвост у белки немного короче длины тела. Когда она перепрыгивает с дерева на дерево, хвост служит ей рулем и парашютом. Кроме шишек, белки питаются грибами, орехами. При неурожае шишек зимой они едят побеги и почки деревьев, нежную кору кустарников.
Белочка питается шишками ели. Она любит выбирать из них семена. Главный корм белок — семена хвойных деревьев. Чтобы насытиться, зверек должен за день опустошить 28 еловых шишек.
Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище зверек выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или пучком травы.
— Отгадайте загадку.
Ходит в красной тюбетейке
И сидит не на скамейке,
А на дереве в лесу
И почти что навесу.
Постучит — букашку схватит
Знаменитый «доктор»… (дятел).
— Почему дятел оказался у ели? Ведь он питается насекомыми и их личинками? (Зимой нет достаточного количества насекомых, поэтому дятел питается семенами.)
За день дятел обрабатывает до 70 шишек.
— Отгадайте загадку.
Кривлен нос — зелен хвост. (Клест.)
— Почему клест оказался у ели? (Ответы учеников.)
— Расскажите, что вы знаете о клесте. (У клеста клюв с загнутыми перекрещенными концами. Повиснет клест на еловой шишке, раздвинет таким клювом чешуйки и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Еловыми семенами и кормится всю зиму. Ими и птенцов своих выкармливает.)
— Отгадайте загадку.
Прогрызу я в доме щелку
И себе устрою норку;
Ну а лето на носу —
Я и в поле, и в лесу.
Хвостик длинный, а малышка
Эта серенькая… (мышка).
— Почему мышка оказалась у ели? (Ответы учеников.)
— Расскажите, что вы знаете про мышку.
— Отгадайте загадку.
Скачет шапка по бору,
Объедает в нем кору.
Посмотрите! Поглядите!
Сколько удали и прыти. (Заяц.)
— Почему заяц оказался у ели? (Ответы учеников.)
— Расскажите, что вы знаете о зайце. (Примерный ответ. Заяц крупнее белки. Это ночное животное. День проводит в укромных местах: под поваленным стволом, в кустах, в бурьяне, зимой роет норы в снегу. А вечером кормится веточками и корой деревьев. К зиме лапы зайцев обрастают длинной шерстью, образуя как бы лыжи, и лапы не вязнут в снегу. Зайцы роют ямы в снегу и высыпаются в них днем. Ель служит укрытием от врагов.)
— Итак, что дает ель животным? (Пищу и укрытие.)
— Давайте представим, что вдруг ели исчезли. Что бы случилось? (Птицы и звери погибнут, так как останутся без корма.)
— Исчезли птицы. Что произойдет? (Растения погибнут, так как некому будет уничтожать вредных насекомых. Без растений погибнут животные и люди, так как не будет корма и кислорода.)
Важно помнить, что в природе все взаимосвязано и исчезновение одного звена разрушает всю цепь.
2. Работа по учебнику
— Откройте учебники на с. 37. Проследите по схеме, как ель
(Работа в паре. Ученики рассказывают друг другу о взаимосвязях в природе.)
— На схеме связь односторонняя, но ведь и животные тоже помогают ели. А как? (Мыши, делая запасы, уносят шишки в норы и тем самым помогают ели размножаться; белки и клесты, вынимая семена из шишек, часто их теряют, и семена разлетаются по ветру.)
— Приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу. (Например, осина: ее ветками, сережками и почками питаются лоси, зайцы, тетерева, глухари.)
— Прочитайте текст на с. 38 учебника.
— Расскажите, как связаны между собой сойка и белка, белка и клест, клест и полевка.
(Учитель предлагает ученикам поиграть.)
— Придумайте и разыграйте с ребятами сценки из жизни зимнего леса, исполнив роли различных животных.
(Если учащиеся затрудняются в выполнении задания, учитель может предложить им разыграть сценки, представив себя в роли лесного жителя. См. материал для учителя к уроку.)
— Что нового вы узнали о жизни животных зимой из разыгранных сценок? (Ответы учеников.)
V. Физкультминутка
Выпал беленький снежок.
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех.
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег,
Кружит, падает на всех.
Мы из снега ком слепили,
Потом куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег,
Кукла вышла лучше всех.
Дети к вечеру устали.
Быстро к дому побежали.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 20)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)
Задание 2 (с. 21)
(Работа в группе с последующей самопроверкой.)
(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Подумаем!» на с. 39 учебника.)
VII. Рефлексия
(Учитель показывает фотографии растений и животных, учащиеся рассказывают о связях между ними: осина, заяц, филин.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие невидимые нити есть в зимнем лесу?
— Как растения помогают животным?
— Как животные помогают растениям?
— Как животные помогают животным?
— Прочитаем вывод на с. 39 учебника.
Домашнее задание
Прочитать текст в учебнике (с. 36—39), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 39).
Материал для учителя
Заяц и Полевка
— Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть — терпи до весны. А где еще та весна — за горами да за морями…
— Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами. Прокопай снег до земли — там и брусничка зеленая, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься. Как я!
Яблонька и Воробей
— Слушай, Воробей, ты мужик умный, среди людей крутишься, не слыхал ли, что они про зайца-русака говорят: хищный он зверь или нет?
— Ой, Яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.
— Кору?! Ох, чуяло мое сердце: обгложет он меня со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!
Воробей и Синица
— Что, Синица, перья носом прибираешь — чистишь их, что ли?
— Не чищу, Воробей, пересчитываю. С осени 3000 было, сейчас 2500 осталось. 500 перьев за зиму потеряла!
— Эка беда — полтыщи за зиму! Я весной за одну драку по полсотни теряю. Что их жалеть: были бы кости целы, перья вырастут.
Лиса и Заяц
— Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ноги?
— А все потому, Лисонька, что уж очень у тебя тихие шаги да уж очень острые зубы.
Сорока и Енот
— Енот, а Енот, а ты ягоды любишь?
— Люблю!
— А птенцов и яйца любишь?
— Люблю!
— А лягушек и ящериц любишь?
— Люблю!
— А жучков и сороконожек любишь?
— Люблю!
— А… червяков и улиток любишь?
— Тоже люблю!
— А чего же тогда не любишь?
— Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают!
Сорока и Волк
— Батюшки, Волк, что с тобой, на тебе лица нет!
— Не видишь — в капкан попал! Лица нет… Скоро, Сорока, на мне и шкуры не станет!
Заяц и Медведь
— Белка на зиму грибы запасает, Бурундук — орехи. А ты, Медведь, все без дела шатаешься. Вот засыплет снег землю — что лопать-то станешь?
— Ты, косой, за меня не волнуйся. Я, брат, самоед. Я зимой сам себя ем. Ну-ка, пощупай, сколько сала под шкурой припас — на всю зиму хватит. Я по лесу зря не шатаюсь, сало коплю. Что и тебе, косой, советую.
— Э, Медведь, какое там сало… нам, зайцам, в лесу не до жиру, быть бы хоть живу!
Сорока и Волк
— Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
— От голода.
— И ребра торчат-выпирают.
— От голода.
— И воешь тоскливо.
— От голода.
— Вот и поговори с тобой! Заладил одно: от голода да от голода! Чего это ты такой неразговорчивый?
— От голода.