Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Растения в домашней аптечке. УМК «Перспектива»

Поделиться:

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Растения в домашней аптечке»

Цели: дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения, рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, книга «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» (Плешаков А. А., Румянцев А.А.), детские игрушки, гербарии или фотографии лекарственных растений (подорожник, пастушья сумка, пижма, тысячелистник, календула, валериана, шиповник).

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о лекарственных растениях.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

— Когда в странах Запада отмечают Рождество Христово?

— Когда этот праздник наступает в России?

— Расскажите, как праздник Рождества отмечали в России в старину.

— Кто установил празднование Нового года в России зимой?

III. Самоопределение к деятельности

— Ребята, вы когда-нибудь играли в больницу? Сегодня и поиграем. Вы принесли с собой на урок своих кукол, игрушечных собачек, медведей, обезьянок…

(Учитель рассматривает и называет всех игрушечных персонажей, которых дети принесли из дома.)

— Представим себе, что они заболели, и мы их будем лечить. Расскажите, пожалуйста, что с вами случилось. Что болит?

(Учитель обращается то к одному, то к другому персонажу. Каждый из детей отвечает за свою игрушку. У одной болит горло, у другой — кашель, третья — простужена.)

— Чем вы предлагаете лечить наших друзей? Вспомните, чем лечил больных зверей доктор Айболит.

И всем по порядку

Дает шоколадку

И ставит, и ставит им градусники!

К. Чуковский

— Для игрушечных зверушек и кукол, наверное, достаточно градусников и шоколадок. А мы попробуем найти другой способ лечения. Кто может рассказать, как лечат в его семье кашель, больное горло, простуду? (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о лекарственных растениях. Ведь это средство нам предлагает сама природа.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 28 учебника.)

Я прочитаю то, что рассказывает нам о лекарственных растениях учебник. И еще в книге «Великан на поляне» прочитаем рассказ о разнообразии лекарственных растений и о правилах их сбора. Кто хочет, может во время чтения начать рисовать летнюю поляну, полную густых трав и душистых цветов. За окном зима, а у нас сегодня такая теплая, «летняя» тема, что так и хочется немного побыть среди летнего разнотравья.

(Ученики начинают рисовать на отдельном листе бумаги, учитель читает текст на с. 28-29 учебника и рассказ «Если тебе нужны лекарственные растения» из книги «Великан на поляне» (с 121—124). Если дети увлеклись рисованием, то после завершения чтения учитель может включить запись классического музыкального произведения (по выбору), чтобы учащиеся закончили работу под нее.)

— Какие растения называются лекарственными? (Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)

— Назовите лекарственные растения. (Ответы учеников.)

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник.

— После того, что вы услышали, скажите: почему к лекарственным растениям нужно относиться бережно?

— Почему их можно собирать не везде?

Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники. Вот и учебник дает нам возможность познакомиться с некоторыми из них.

2. Работа по учебнику

С. 28-30

— Рассмотрите, как выглядят некоторые зеленые целители. Узнайте названия этих растений.

— Есть ли среди них деревья? а кустарники? травянистые растения? С какими из них вы знакомы? (Ответы учеников.)

Теперь перевернем страницу учебника. Чьи-то заботливые Руки уже подготовили эти растения к употреблению: высушили, измельчили. Скоро аптекарь разложит их по мешочкам, банкам, пакетикам. Обязательно подпишет название, дату, когда растения собрали. Может быть, даже укажет место сбора. Но представьте себе, что аптекарь совсем молодой, неопытный и он забыл, где какое растение. Мы поможем ему.

— Попробуйте сначала узнать растения на фотографиях на с. 30 учебника. Попытайтесь определить, какие части этих растений используются в лечебных целях. Свои догадки проверьте на «Страничках Умного Совенка» (с. 123).

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Заранее подготовленные ученики рассказывают о лекарственных растениях. Учитель показывает фотографии и гербарии растений, о которых рассказывают ученики.)

3. Сообщения учащихся

Липа. Липу в городах сажают люди, которые очень любят лето. Поставишь на стол банку меда, и очень возможно, что это липовый мед — один из самых лучших, какие только существуют. Как тут не вспомнить о лете! А если ты простудился, наверняка заваришь себе вместо чая липовый цвет, попьешь его перед сном, а утром почувствуешь: здоровье возвращается. И опять тебе вспомнится лето, вспомнится долгий июльский день и гудящие пчелы в кронах, золотых от цветков.

Удивительное это дерево — липа. Хотя бы потому, что цветет оно в середине лета, когда все остальные деревья давно отцвели. Они отцвели, их праздник кончился, а липа стоит нарядная, благоухающая…

На Руси липа была очень любима. И не только потому, что из древесины делали миски, ложки, скалки, веретена и прочую домашнюю утварь. Русские матрешки, расписная хохломская посуда и многие другие чудесные произведения искусства — из липы. «Сосна кормит, а липа обувает», — говорили в старину. И липа действительно обувала: миллионы крестьян носили лапти, а плели их из липовой коры — лыка.

Одним словом, липа испокон веков служила человеку верой и правдой.

В городах липа — самое обычное дерево. Ее вполне можно назвать деревом-горожанином. Представить город без лип так же трудно, как без домов.

На вольном воздухе, в лесах, эти деревья доживают до 500 и даже 700 лет. В городах же липы живут 120—150 лет в парках, 90 лет на бульварах, 65—70 лет на загазованных улицах, 55—60 — в ямах на заасфальтированной площади.

Валериана. Расставаясь с приятелем, мы обычно говорим: «До свидания» — и часто добавляем: «Будь здоров!»

Хорошее пожелание. Но если человек сильно понервничал, словами делу не поможешь. Тут нужно лекарство. А какое?

Осенью, когда в лесу бродят грибники, сборщики растений усиленно разыскивают валериану. Нелегкое это дело: цветков давно уже нет, стебли завяли. Попробуй тут найти и выкопать корни.

А зачем понадобились именно корни? У каждого растения своя «кладовая». У валерианы это корни. Из них готовят валериановые капли. Стоит выпить несколько капель — и сильно понервничавший человек успокоится. Недаром растению дали такое название. Оно произошло от латинского слова «valere», что значит «быть здоровым».

Валериана — растение высотой 60—150 см, встречается отдельными экземплярами или группами по 3—6 растений вместе на заливных и болотистых лугах, на сырых опушках лесов, в кустарниках; растет даже на сухих местах.

Это многолетнее растение, имеющее корневище и корни, которые издают резкий аромат, так нравящийся кошкам.

Человек давно подружился с этим растением. В России еще при Петре I начат и заготавливать валериану для госпиталей. Одно время ее даже выращивали наряду с другими лекарственными травами на государевом аптекарском огороде. Он помещался у стен Московского Кремля — на месте нынешнего Исторического музея.

Хорошее начало было положено. Но сколько полезных растений можно вырастить на одном огороде? Вот наши ученые и решили создать для валерианы отдельные плантации. Пусть целебных капель хватит для всех нуждающихся.

На полях растениям живется совсем не так, как в лесу. Едва они зацветают, им обламывают верхушки стеблей. Не узнать знакомое поле: вместо стройных красавиц торчат кудлатые карлики.

Жаль, конечно, утраченной красоты. Зато корням «обезглавленных» растений достанется больше пищи — они быстрее прибавят в весе. Значит, в аптеках будет больше лекарства, несущего людям здоровье.

Ноготки (календула). Их часто разводят на клумбах во дворах, садах и скверах. А в лесу или на лугу ноготки не встретишь. Когда-то их завезли в Россию из Европы, с тех пор и выращивают как красивое декоративное 

растение.

Лет тридцать назад ноготки получили в нашей стране новую прописку: их стали сеять на лекарственных плантациях. За что же ноготкам такая честь? За яркие цветки. В них нашли разные целебные вещества, в том числе каротин, который и придает соцветиям оранжевую окраску. И чем ярче они окрашены, тем больше от них пользы. Поэтому для лекарственных полей отбирают растения с самыми яркими цветками.

Где же выращивают ноготки? В разных местах России, но больше всего в Краснодарском крае и Московской области.

Мы часто пользуемся лекарствами, приготовленными из ноготков, хотя не всегда подозреваем об этом. Когда человек заболевает ангиной, врач обычно советует полоскать горло настойкой календулы: она убивает вредные микробы. Больной полощет горло, но, наверное, и не догадывается, что календула — это всего лишь научное название ноготков. Лекарства, приготовленные из соцветий этого растения, применяют также для лечения ран, ожогов, долго не заживающих язв, при заболеваниях печени.

А недавно обнаружили новое полезное свойство календулы. Оказывается, ее запаха не выносит злостный вредитель картофеля — колорадский жук. Поэтому теперь многие земледельцы стараются выращивать между рядами картофеля спасительные ноготки.

Подорожник. Подорожник — значит, растет по дорогам. А мы часто проходим мимо, не замечая его прижатых к земле листьев и торчащего между ними длинного хлыстика. Подумаешь, невидаль — подорожник! Но если кто-нибудь во время прогулки или в пути обрежется, поцарапается, натрет ногу, сразу вспоминают о подорожнике. И начинают его искать. А он тут как тут, ждет, притаившись у дороги, и будто говорит: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке — они успокоят боль, помогут ранке скорей затянуться».

И подорожник не обманывает — недаром его зовут другом путешественника.

В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или на копыта домашних животных. Поэтому и больше его в тех местах, где люди ходят.

Цветки у подорожника мелкие, неприметные, а листья к земле прижаты. Неспроста они так растут. Подорожник мал, да с хитринкой. Летом солнышко печет, а под его листьями влага сохраняется. Растению только этого и надо. Когда же влаги будет много, подорожник приподнимет свои листочки и она испарится.

Подорожник тоже путешественник, хотя и растение, неподвижно сидящее в земле.

Наступила осень, от дождей дороги стали грязными. Созревшие семена подорожника от сырости сделались клейкими. Вместе с грязью семена прилипают к сапогам прохожих и путешествуют с ними. Один экземпляр подорожника осенью дает примерно 14 тыс. семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по всем дорогам — везде, где ступает нога человека.

Семена подорожника переправились через океан в Америку. Они попали туда вместе с грязью на сапогах завоевателей и первых поселенцев. В Америке не было такого растения; оно появилось вместе с европейцами, вокруг их жилищ и по дорогам, где они проходили. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его «след белого».

Отвар листьев подорожника — полезное средство при болезни желудка.

Тысячелистник. Листьев у тысячелистника, конечно, не тысяча, а гораздо меньше. Но каждый лист изрезан, рассечен на множество долек. Вот и кажется, что их очень много. Листья длинные, резные, будто маленькие ветки елки.

На высоком стебле — белая шапка. На первый взгляд она состоит из цветков. А на самом деле — из соцветий! Каждый ее «цветок» — это маленькое соцветие-корзинка. Все вместе цветки тысячелистника дают 20—25 тыс. семян с одного растения!

Но тысячелистник размножается не только семенами. Под землей у него есть длинное ползучее корневище. Разрастаясь, оно дает начало новым растениям.

Тысячелистник применяется против вредных насекомых: тлей, трип- сов, щитовки.

Кроме того, он используется и как декоративное растение, например для оформления бордюров и газонов.

Эту траву люди знают давно. Еще 900 лет назад знаменитый греческий врач Диоскорид писал, что тысячелистник хорошо заживляет раны и останавливает кровотечения. В те времена в частых войнах крови проливалось немало, и тысячелистник постоянно был в ходу.

На Руси этой травой лечили и в XV в., и в XIX, лечат и сейчас. Настой пьют при различных внутренних кровотечениях, препараты из тысячелистника назначают при болезнях желудка и кишечника. Трава эта улучшает аппетит. А в народе ее применяют даже от зубной боли.

Шиповник. В народе этот кустарник называют дикой розой. В диком состоянии он растет по лесам и оврагам, а в садах образует живые изгороди. К концу августа созреют мясистые темно-коричневые ягоды, набитые волосистыми семенами. Их-то и разнесут дрозды, сойки, сороки.

В народе говорят, что шиповник излучает красоту. Он насыщает воздух нежным ароматом.

Во дни роскошного расцвета,

Когда приходит жар и зной,

Шиповник, милый вестник лета,

Пленяет нас своей красой.

И. Холодковский

Мякоть плодов обладает приятным кисло-сладким вкусом. Жаль только, что семена внутри плода имеют жесткие волоски. Это, конечно, делает плоды менее вкусными. Но все равно, ешьте, ребята, эти плоды! Осторожно освобождайте их от семян и ешьте. Плоды шиповника — неоценимый подарок, преподнесенный нам щедрой природой. Достаточно съесть их несколько штук, чтобы обеспечить себя на сутки набором витаминов.

Лечебные свойства шиповника известны давно. Сохранились старинные документы, повествующие о том, что еще в Древней Руси бояре и дворяне приказывали своим крепостным крестьянам собирать плоды этого растения пудами.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

Лечить с помощью растений может только опытный человек, который хорошо разбирается в их свойствах и легко узнает растения по внешнему виду.

Задание 2 (с. 16-17)

(Работа в группе.)

— Каждой группе я выдам лекарственные растения. Среди них есть и те, что растут в нашем крае. Рассмотрите растение. Заполните таблицу. Если будут затруднения, обращайтесь за помощью ко мне и моим помощникам.

(Учащиеся выполняют задание, учитель проверяет правильность выполнения.)

— Разгадайте кроссворд.

Ответ: валериана, шиповник, календула, липа, подорожник,

тысячелистник.

Игра «Лечение»

Скоро мы уже сможем назначить лечение нашим больным. Но сначала давайте проверим себя и подумаем над некоторыми вопросами.

— Как люди в далеком прошлом узнавали о лекарственных растениях?

— Когда зародилось лечение с помощью растений? (С глубокой древности люди лечились при помощи лекарственных растении.)

— Какие лекарственные растения есть в вашей домашней аптечке?

— Могут ли дети без разрешения взрослых пользоваться домашней аптечкой? Почему?

Вернемся к нашим больным. Вспомните, кто из пациентов на что жаловался. Значит, нам нужно найти средства против кашля, боли в горле, простуды. Послушайте, для чего используют растения, с которыми мы познакомились, и попробуйте подобрать лечение.

(Учитель читает текст учебника (начиная со второго абзаца на с. 30 до конца темы) и просит учеников по мере чтения показывать (поднимать вверх) тех игрушечных больных, которым подходит то или иное растение для лечения названных симптомов. После этого учитель сообщает, что куклы-помощники и игрушечные животные «выздоровели».)

V. Физкультминутка

Море,

(Руки в стороны, волнообразные движения.)

А на море — суша,

(Руки соединить в кольцо перед грудью.)

А на суше — пальма,

(Вытянутые руки вверх над головой и слегка в стороны, легкое покачивание.)

А на пальме — кот.

(Руки с вытянутыми указательным и средним пальцами по бокам к голове, как ушки у кота.)

Сидит и видит:

Море…

(И так далее несколько раз.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 16)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

VII. Рефлексия

— Найдите верные утверждения. Поставьте знаки «+» или «—».

• При ангине полощи горло заваренными соцветиями календулы (ноготков). (+.)

• При кровотечении приложи листок липы. (—.)

• Настойку тысячелистника принимай перед едой для улучшения аппетита. (+.)

• Для общего укрепления организма заваривай корни валерианы. (-•)

(Учащиеся работают по вопросам в рубрике «Подумаем!» на с. 31 учебника. Учитель может предложить посмотреть мультфильм или прочитать книгу 3. Миллера, Г. Доскочиловой «Как кротик вылечил мышку».)

VIII. Подведение итогов урока

— Вот и подошел к концу урок, посвященный лекарственным растениям. Что самое главное вы узнали?

— Что кому показалось важным, интересным, что удивило, обрадовало?

— Прочитаем вывод на с. 31 учебника.

— Обратите особое внимание на последнее предложение вывода в учебнике: «Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешения взрослых».

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 28—31), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 31).

2. Выполнить задание 3 (с. 17) в рабочей тетради.

3. На уроке технологии смастерить куклу-целительницу для засушенных трав в домашнюю аптечку.