Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Родная страна. Школа России

Поделиться:

Урок окружающего мира для 2 класса. Тема «Родная страна». УМК А.А. Плешакова

Цели: познакомить с целями и задачами раздела; расширить представления о родной стране; воспитывать любовь к родному краю, Родине.

Планируемые результаты: учащиеся осознают себя жителями планеты Земля; научатся приводить примеры народов России; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн); анализировать информацию, представленную в учебнике; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: глобус, физическая карта России, герб, флаг России, картинки с изображением родной природы и представителей разных народов России, герб родного города, школьные словарики, энциклопедии, памятки (для каждого ученика); у учащихся — конверт со знаками оценки своих достижений (на каждом уроке).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в увлекательное путешествие. Нашим путеводителем будет книга А. А. Плешакова «Окружающий мир». Вы видите, что она, как и в 1 классе, состоит из двух частей.

— Кто нарисован на обложке первой части учебника? (Белка.)

— Рассмотрите условные знаки на с. 1. Они вам знакомы? Что вы можете о них сказать? (Да, они нам знакомы, мы с ними встречались в учебнике для 1 класса.)

— Какие герои нам помогали в 1 классе? (Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.)

— Посмотрите, остались ли они с нами во 2 классе. (Да, Муравьишка вновь готов нам задавать вопросы, а Мудрая Черепаха поможет правильно сделать вывод.)

— Откройте содержание на с. 142. Познакомьтесь с разделами, которые мы будем изучать в этой части.

(Учащиеся читают содержание, называют разделы.)

— Анализируя содержание, что вы можете сказать о работе, которую мы будем продолжать на уроках? (Мы будем работать над проектами, после каждого раздела будем проверять себя и оценивать свои достижения, еще нас ждут странички для любознательных.)

Нам вновь понадобится конверт с оценками своих достижений.

— А чем отличается этот учебник от учебника для 1 класса? (Здесь больше текста.)

Конечно, вы уже второклассники, вы научились читать и можете самостоятельно прочитать любую информацию.

Вспомним правила обращения с книгой.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку береги,

Не ломай, не мни, не рви.

Памятка. Правила обращения с книгой

1. Книгу содержи в чистоте.

2. Не перегибай книгу.

3. Лист переворачивай за верхний угол.

4. Не вырывай листы из книги.

(Памятки можно раздать детям.)

— Что еще, кроме учебника, нам понадобится на уроках? (Рабочая тетрадь, внутри тетради — научный дневник, атлас- определитель «От земли до неба», электронное приложение к учебнику, тесты.)

(Учащиеся знакомятся с пособиями.)

А также нашими помощниками будут школьные словарики, энциклопедии, Интернет.

(Учитель показывает словарики, энциклопедии.)

А теперь давайте вспомним, как нужно готовить домашнее задание к уроку.

Памятка. Как нужно готовить домашнее задание

1. Вспомнить, не открывая учебник, о чем ты узнал на прошлом уроке:

а) о чем рассказывал учитель;

б) какие ставили опыты;

в) какие рассматривали таблицы, рисунки, карты.

2. Прочитать в учебнике вопросы к уроку, ответить на них.

3. Прочитать текст учебника.

4. Подготовиться отвечать по теме урока:

а) составить план ответа;

б) пересказать материал по плану (стараться не просто рассказывать, но и доказывать свои знания примерами из жизни, наблюдений, опытов, просмотренных передач, прочитанных книг);

в) сделать вывод.

5. Открыть учебник и с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверить, как ты усвоил материал.

6. Выполнить задания учебника.

(Памятки можно раздать детям.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте на с. 3 название первого раздела. (Где мы живем?)

— Чему мы будем учиться, изучая этот раздел?

(На доске картинки с изображением родной природы и представителями разных народов России.)

— Посмотрите на картинки и предположите, о чем пойдет речь на уроке. (О нашей Родине.)

— Прочитайте тему урока на с. 4. (Родная страна.)

— С учебной задачей урока нас вновь знакомит Муравьишка. Прочитайте ее.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Ребята, а что вы уже можете рассказать о нашей стране? (Ответы детей.)

— Наша страна отличается от других государств:

• языком, на котором разговаривает народ;

• своими символами;

• историей;

• обычаями, традициями;

• географическим положением.

Россия — самая большая по площади страна в мире. Ее площадь составляет 17,1 млн кв. км. Находится она на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы, граничит с 14 соседями, омывается 13 морями. Для сравнения приведу примеры: на нашей территории могут поместиться два таких материка, как Австралия, и пять таких стран, как Индия.

2. Выполнение задания в рабочей тетради №4 (с. 4).

Ответы: Кремль, море, лес, спутник, созвездие, Земля.

3. Работа по учебнику

— Узнаем полное имя нашей страны. Прочитайте текст после вопросов на с. 4.

— Назовите полное имя нашей страны. (Российская Федерация.)

4. Выполнение задания в рабочей тетради

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители: «Где наш этаж?»

Все перепуталось, все заблудилось!

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

№ 1 (с. 3).

— Представьте, что вы встретились с инопланетянином и он попросил написать ему ваш адрес. Пишите адрес красиво, чтобы инопланетянин мог полюбоваться вашим почерком.

(Учащиеся записывают свои адреса.)

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну — наш общий дом.

5. Беседа о гербе и флаге РФ

— Как выглядит наш флаг? А герб? (Ответы детей.) (Учитель показывает символы государства.)

Герб России

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он — России дух свободный.

 

Флаг России

Белый цвет — березка.

Синий — неба цвет.

Красная полоска —

Солнечный рассвет.

— Ребята, а знаком ли вам герб нашего города?

(Учащиеся или учитель рассказывают о гербе города.)

6. Выполнение задания в рабочей тетради № 2 (с. 3).

— Найдите на рисунке герб России.

— Дома с помощью взрослых узнайте гербы других государств на этом рисунке.

7. Беседа о гимне РФ, работа по учебнику

— О каком символе государства мы еще не сказали? (О гимне.)

— Текст гимна вы видите на с. 5 учебника. Прочитайте его.

— Вспомните, когда исполняется гимн и как его слушают. (Ответы детей.)

8. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

V. Физкультминутка

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнемся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой.

По коленкам бьем ладошкой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала — еще раз!

VI. Продолжение работы по теме урока

Российская семья

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим — степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд:

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один — рыбак с рожденья,

Другой — оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

— Прочитайте текст на с. 6—7 учебника, рассмотрите иллюстрации.

— Поделитесь новой информацией. (В России живет более 150 народов. У каждого народа свои костюм, свои обычаи, традиции и т. д.)

(Можно использовать школьный словарик «Праздники России» и дополнительный материал к уроку.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 7, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вспомните, какие учебные задачи мы ставили перед собой. Все ли мы выполнили?

Домашнее задание

1. С помощью взрослых узнать о гербе своего региона (города), а также о представителях народов, населяющих родной край.

2. Выучить два куплета гимна Российской Федерации.

Дополнительный материал

Герб России

Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Ужасный черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет змея копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Флаг России

Современные флаг и герб, несмотря на их древнее происхождение и долгую историю, были воссозданы недавно, около 10 лет назад. До этого 

наша страна Россия называлась Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). Она была одной из республик огромного государства — Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Когда в России правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо — «Орел». На борту разместили 22 пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, ходящих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак — флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее к Российскому государству. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый цвет — святой Георгий Победоносец, синий — развевающийся плащ всадника, красный — фон, цвет герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом.

И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир, чистоту, синий — небо, верность, правду, красный — огонь, отвагу.

Этнические группы

В России проживает более 150 народностей, самыми крупными из которых являются русские, татары, украинцы, чуваши. Языки: русский (государственный), украинский, белорусский, армянский, татарский, узбекский, грузинский — всего более 100 языков.

Родные просторы

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая.

Необъятная страна.

 

Масленица

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лед,

Пусть весна скорей придет!

 

Праздник в тундре

Собачьи упряжки,

Оленьи упряжки,

Сверкают на малицах

Медные бляшки.

Охотник кричит рыбаку:

— Э-ге-гей! Моя-то упряжка

Твоей побыстрей!

Над чумами вьются

Дымки-непоседы,

Пекут здесь хозяйки

Лепешки к обеду.

Шаманского бубна

Удары слышны,

Сегодня здесь праздник —

Начало весны.

Малица — верхняя одежда из оленьих шкур. Шьется мехом вовнутрь, надевается через голову.

На Кавказе

На Кавказе любят

Музыку и пляски.

На конях джигиты

Скачут без опаски.

На Кавказе любят

Делать украшенья.

Славятся чеканкой

Местные селенья.

На Кавказе любят

Пить кефир — айран.

Надевает бурку

В дальний путь чабан.

На Кавказе любят

Сладкий виноград.

Здесь хозяин гостю,

Как родному, рад.

 

Степная станица

В стороне степной

Землю сушит зной.

Здесь растят коней,

Как растят детей:

Песни им поют,

Молока дают…

 

Страна малахита

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

 

Наш Алтай

Приезжай к нам на Алтай,

Ягод — шапкой собирай!

Здесь бежит Катунь-река,

Здесь из пуха облака,

В родниках вода как мед,

А в горах архар живет.

 

Байкал

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

Это озеро Байкал

В окруженье диких скал.

 

На Камчатке

Вдали вулкан дымится,

Над сопками туман —

Здесь Родины граница,

Здесь Тихий океан.

Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa