Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Старинные весенние праздники. УМК «Перспектива»

Поделиться:

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Старинные весенние праздники»

Цель: познакомить с народными обычаями весенних старинных праздников.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе, оформлять рамочки для фотографий своей и друга, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, православный календарь, коллекция кукол с предыдущих уроков, пасхальная кукла, веточки вербы, репродукции картины Н.А. Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца» и иконы А. Рублева «Святая Троица», рисунки народов и аудиозаписи народных мелодий (саами и якуты).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

— Какие заботы в старину были весной у женщин, а какие — у мужчин?

— Назовите старинные орудия труда.

— В какой день домашних животных выгоняли на пастбище?

— Что делают весной в поле, в саду, в огороде?

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение.

Поселились птицы в гнездах,

Снег растаял, как свеча.

Пахнет сладким духом воздух

Золотого кулича.

Дождик солнечный закапал

В этот день святых чудес,

И меня целуя, мама

Говорит: «Христос воскрес!»

Воистину воскрес!

И. Рутении

Сегодня на уроке будем говорить о весенних праздниках.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» нас. 98 учебника.)

Праздник праздников. В последнее воскресенье перед Пасхой отмечают Вербное воскресенье. В христианской традиции в этот день принято вспоминать, как Иисус Христос накануне своей последней Пасхи въехал верхом на осле в город Иерусалим. Народ радостно встречал его, пел хвалебные песни, махал пальмовыми ветками. Но у нас это дерево не растет. Зато первой после зимы оживает и распускается верба, поэтому с давних времен ее ветви использовали вместо пальмовых. Отсюда и название праздника — Вербное воскресенье.

(Учитель разыгрывает весенний обряд, который исполняли накануне Пасхи, в последнее воскресенье перед праздником — Вербное воскресенье. Несколькими веточками вербы или любыми другими прутиками он легко постукивает кукол-помощников, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти!»)

Считали, что так первое цветущее растение передает свою молодую силу, помогает детям и животным окрепнуть после долгой зимы. В городах в этот день устраивали вербные базары, продавали там игрушки для детей.

— Ребята, как вы думаете, какую семью можно назвать по-настоящему богатой? В чем главное богатство семьи? (Ответы учеников.)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте текст на с. 98-99 учебника о народных обычаях вербохлеста и вербных базарах.

— Что означало похлопывание вербными прутиками детей и животных?

— На какой праздник это происходило?

— Что составляет главное богатство семьи?

— Как вам кажется, сколько детей должно быть в семье?

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня!

В воскресенье Вербное

Завтра стану первою

Для Святого дня!

А. Блок

— Какой пасхальный обряд изображен на картине Н.А. Кошелева на с. 98 учебника? (Если, скатившись полотку, яйцо задевало уже лежащие яйца, то все подбитые доставались его владельцу. Для больших крестьянских, да и городских, семей такой выигрыш мог быть хорошим подспорьем, а для детей — радостью от веселого занятия.)

— Рассмотрите детали картины и подумайте, где происходит игра. Пофантазируйте, что это за дети, из одной они семьи или из разных. (Ответы учеников.)

— Рассмотрите фотографии рубрики «Заглянем в семейный альбом» на с. 99 учебника. Какая из них старинная?

— Как это можно определить?

— Какие моменты праздника хранят эти фотографии?

(Учитель высаживает на стол кукол-помощников в национальных костюмах, присоединяет к ним и других кукол из классной коллекции.)

— Вот наша коллекция народных кукол. Некоторых мы с вами можем видеть, держать в руках. Другие живут в нашей памяти. Каких кукол прошлых уроков вы помните? (Ответы учеников.)

— А сегодня к нашей коллекции присоединяется новая кукла. Вы видите ее на фотографии вверху с. 99 учебника.

— Как вы думаете, что это за кукла? (Ответы учеников.)

— Из чего понятно, что это пасхальная кукла? (Красный цвет, вербы, узелок, очевидно, с пасхальным угощением.)

После праздника Пасхи время свадеб! А вот и главные гости!

(Учитель высаживает кукол-неразлучников.)

Это «молодожены»! И у нас настоящая кукольная свадьба. Как раз для наших «молодоженов» подходят слова величания.

(Учитель раздает слова величания невесты мальчикам, жениха — девочкам. Ученики читают от лица других кукол.)

Как в долу-то березонька белехонька стоит,

А наше невеста белее ее,

Белее ее — снегу белого — лицо.

Шла наша невеста с высокого терема,

Несла она золоту чару вина,

Она чару расшибла, вино все пролила,

Все глядючи на него, на Ивана своего.

А кто у нас умен, кто у нас разумен?

Розан мой розан, виноград зеленый!

Петра сударь умен, Лександрыч разумен,

По горнице ходит, манерно ступает,

Манерно ступает, сапог не ломает.

Сапог не ломает, чулок не марает.

В зеркальце глядится, сам себе дивится,

Сам себе дивится: хорош уродился,

Хорош уродился, пригож нарядился.

(Куклы-неразлучники кланяются в ответ, благодарят.)

С. 100

А теперь познакомимся с праздником, который наступает после Пасхи.

— Прочитайте текст о празднике Святой Троицы.

(Учитель показывает по календарю, сколько это — 50 дней.)

В светлый день пятидесятый,

Как воскрес Господь распятый,

Дух Святой на землю сходит,

Благодать с небес низводит.

Людям Троица открылась:

Сын, Отец и Дух Святой.

Все творенье освятилось

Неземною красотой.

С. Высоцкая

Христиане верят, что Бог един, но имеет три лица: Бог Отец — Творец всего существующего в мире, Бог Сын — Иисус Христос, Бог Дух Святой. Мы видим солнечный круг, мы ощущаем тепло солнца, солнечные лучи могут проникнуть в самые темные уголки. Свет и тепло являются самостоятельными, но не существуют отдельно от солнца. Но и солнечный круг не существует без тепла и света.

(Учитель может показать репродукцию иконы А. Рублева.)

— Кого вы видите на этой иконе? (Три Ангела — изображение Трех Лиц Бога: Отца, Сына и Святого Духа.)

— Какое дерево было главным на празднике Святой Троицы?

— Ветви каких растений используют в обрядах весенних народных праздников? (Ответы учеников.)

Давайте узнаем, как относились к березе в культурах двух других народов России — саамов и якутов.

(Учитель показывает на политической карте России Республику Коми, где живут саамы, и Якутию, показывает рисунки народов в национальной одежде, включает народную музыку.)

— Прочитайте текст на с. 100-101 учебника.

(Далее учащиеся работают по вопросу и заданию в рубрике «Обсудим» на с. 101 учебника.)

V. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем:

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на Солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задания 1, 2 (с. 54)

— Прочитайте, выполните задания.

Задание 3 (с. 55)

— Прочитайте, выполните задание.

VII. Рефлексия

— Запишите, в какой праздник выполнялись эти действия.

• Украшают дома ветками березы. (Праздник Святой Троицы.)

• Едят блины. (Масленица.)

• Похлопывают детей и животных ветками вербы. (Вербное воскресенье.)

• Катают крашеные яйца. {Пасха.)

— Запишите очередность событий народного календаря.

Вербное воскресенье, Великий пост, Евдокия Весновка, праздник Святой Троицы, Сороки, Пасха, Благовещенье Пресвятой Богородицы.

Ответ: Евдокия-Весновка, Сороки, Благовещенье Пресвятой Богородицы, Великий пост, Вербное воскресенье, Пасха, праздник Святой Троицы.

VIII. Подведение итогов урока

— О каких старинных весенних праздниках мы сегодня узнали на уроке?

— Что вам больше всего запомнилось?

(Учитель предлагает ученикам обменяться нарисованными заранее в подарок рамочками с фотографиями для закрепления дружеских отношений.)

— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно попробовать сделать его? (Ответы учеников.)

(Один из учеников читает вывод на с. 101 учебника.)

— Ребята, согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что в весенних народных праздниках, легендах, песнях разных народов отразилась нежная любовь людей к природе, забота о земле-кормилице, о благе всех живых существ в мире?

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 98—101), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 101).

2. Выполнить задание 4 (с. 55) в рабочей тетради.