Урок окружающего мира для 2 класса на тему «В феврале зима с весной встречается впервой»
Цель: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта.
Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым, когда в народе отмечали первую встречу весны; смогут приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта России, волшебный клубочек, православный календарь, аудиозапись народных масленичных песен, инвентарь для игр (лента, палочка, воротца с носовыми платочками), рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий (буряты).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Фронтальный опрос
— Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?
— Приведите примеры невидимых нитей в зимнем лесу.
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте, пожалуйста, прогноз погоды в стихах.
На дворе карусель —
То метель,
То капель,
То мороз,
То опять
Надо шубу снимать.
На дворе карусель —
То январь,
То апрель.
Никуда не пойдешь,
А пойдешь –
Пропадешь.
Лучше дома сидеть,
Из окошка смотреть.
В. Степанов
— К какому зимнему месяцу подходит такой прогноз? (Ответы учеников.)
— Отчего так получается, что в феврале и правда можно за один день оказаться и в апреле, и в январе? (Ответы учеников.)
— Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим корень в словах «межень», «межа», «между» и попробуем объяснить значение слов «межень» и «межа».
(Учитель пишет слова на доске, опрашивает детей, затем один из учеников выполняет задание на доске.)
— Как вы думаете, может ли выделенный нами корень быть отдельным словом? В каком случае? Приведите пример. Может быть, кто-то вспомнит народную загадку, где корень «меж» равен целому слову?
(Если ученики затрудняются, учитель подсказывает загадку: «Меж двух светил я в середине один». Спрашивает мнение класса о том, какая отгадка подходит к этой загадке. Еще раз произносит загадку, дотрагиваясь при этом до глаз и носа. Дети повторяют за учителем слова и движения.)
— Вот мы и отгадали загадку. (Нос.)
— Но как это слово «меж» связано с февралем и февральской погодой? (Ответы учеников.)
— Может быть, нам поможет название темы сегодняшнего урока. Кто хочет прочитать ее?
(Один из учеников читает вслух название темы на с. 40 учебника.)
— Значит, если переделать нашу загадку и посвятить ее февралю, то между какими «светилами» он оказывается? (Между зимой и весной.)
Весна встречается с зимой в этом месяце, поэтому так часто и меняется погода февраля.
Сегодня на уроке будем говорить о феврале, когда зима с весной встречается.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 40 учебника.)
Да, вы совершенно правы: февраль — последний месяц зимы и второй месяц нашего календаря.
— А теперь познакомимся с еще одной особой чертой февраля. Оказывается, у некоторых народов год только начинается в феврале. Вот послушайте.
(Учитель читает текст на с. 40 учебника, посвященный восточному календарю.)
— Какой год по восточному календарю сейчас идет? (Ответы учеников.)
— А в какой год по восточному календарю вы родились? (Ответы учеников.)
Новый год по восточному календарю. Конечно, вы понимаете, что поздравления с восточным Новым годом для тех, кто живет по европейскому календарю, не более чем забавная игра, попытка лучше понять наших соседей по планете, больше узнать о мире. Но некоторые народы нашей страны, исповедующие буддизм (помните, мы уже говорили с вами, что есть разные религии, и одна из них — буддизм), Новый год отмечают в феврале. Послушаем рассказ об этом событии.
(Учитель включает запись бурятской народной музыки, читает первый абзац текста «Праздник белого месяца» на с. 41 учебника, показывает на карте России расположение Республики Бурятия, отмечает заметным значком столицу республики город Улан-Удэ, обсуждает с учениками, каким видом транспорта можно добраться до республики. Второй абзац текста читают сами ученики по одному предложению, по очереди перекидывая клубочек от одного чтеца к другому. Затем учитель задает вопросы, выбирая отвечающего с помощью клубочка.)
— На какой месяц приходится Новый год по восточному календарю?
— Как отмечают праздник белого месяца в Бурятии?
— Сравните между собой настроение и некоторые особенности празднования Нового года по общегражданскому календарю и по старинному восточному. (Примерный ответ. Когда читаешь о празднике белого месяца, становится понятным, что у всех народов больше всего ценятся гостеприимство, дружба, уважение и любовь детей к родителям и родителей к детям, здоровье, долголетие. Все любят праздники, веселье, забавы. Это общая черта празднования Нового года у всех народов на Земле.)
В праздник белого месяца люди желают друг другу: «Пусть пребудут в вашем доме пять видов счастья: долголетие, счастье, плодовитость, почет и богатство». Вот как об этом празднике написал поэт.
Праздник белого месяца
Я встречаю на родине.
Небо ясное светится,
Ветки снежные трогает.
На печурке дымится
Солнечный саламат.
До земли поклониться
Землякам моим рад!
В праздник белого месяца,
Так у нас повелось,
Людям надо встретиться,
Чтоб светлее жилось,
Чтоб убавилось горя,
Чтоб тучнели стада,
Чтобы небо над взгорьем
Голубело всегда…
Б. Дугаров
(Звучит аудиозапись масленичных песен (общераспространенных или принятых в своем крае).)
— Каким веселым праздником во многих уголках России принято провожать зиму? (Масленица — проводы зимы.)
— Какие вы знаете масленичные традиции?
— От какого слова происходит название этого праздника?
— Кто знает пословицы о Масленице?
• Масленица без блинов, именины без пирога не бывают.
• Масленица-объедуха — деньгам приберуха.
— Как вы думаете, о чем говорится в пословице: «Не все коту масленица, придет и Великий пост»? (О том, что после масленичных гуляний приходят строгие дни поста, когда люди стараются ограничивать развлечения, чтобы подготовиться к весеннему празднику — празднику праздников — Пасхе.)
Но пока шумят масленичные гулянья, и мы поучаствуем в проводах зимы.
(Учитель читает текст на с. 42 учебника, посвященный Масленице.)
— Наверное, все вы знаете короткую песенку о блинах, которые пекут на праздник. Давайте ее вместе споем.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели!
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть —
Сотен пять, наверно, есть.
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос блины кладет
И сама к столу несет.
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости, будьте все здоровы!
Вот блины мои готовы.
Ох, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
— В праздник обязательно играли. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Заря»
Ученики встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — «заря» — ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красна девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!
С последними словами водящий кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту на плечо.
Игра «Малечена-калечина»
Играющие выбирают водящего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят слова:
Малечена-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?
После этих слов ставят палочку на ладонь или любой палеи руки. Как только поставят палочки, ведущий начинает счет: «Раз, два, три…» Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палочку, должны ходить, приседать, поворачиваться…
Игра «Подари платочек»
На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки на разной высоте. Участникам необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем подарить своей симпатии.
— Зиму проводили Масленицей. Но ведь февраль — встреча весны с зимой. Когда же по народному обычаю первая встреча весны? (В самой середине месяца, 15 февраля.)
— Кто хочет выделить этот день в календаре наклейкой?
(Один из учеников отмечает наклейкой день в календаре.)
Теперь подробнее узнаем об этом дне. Слово «Сретение», наверное, кажется вам непривычным. А ведь означает оно встречу. 15 февраля православные люди празднуют день Сретения, т. е. встречи святого Симеона с Младенцем Христом.
Как только прошло 40 дней после рождения Христа, Божья Матерь вместе со святым Иосифом пришла в храм. По традиции, родители должны были приносить в церковь своих детей, чтобы посвятить их Богу. Долго ждал Симеон встречи — Сретения с Девой и ее Младенцем — согласно преданию он жил 300 лет. Так произошла встреча человечества с Богом.
Сретение Господне отмечают и православные, и католики, и лютеране.
Этот день был очень важным в православном календаре, запоминающимся в жизни людей. Поэтому он стал для земледельцев днем-погодоуказателем, как и дни святого Николая, о которых мы уже с вами говорили. По погоде этого дня составляли прогноз на приближающуюся весну.
— Давайте проверим сретенскую примету: «На Сретение снежок — весной дожжок». Эту примету я запишу в календарь, на страницу последнего месяца весны. Какой это месяц? Вот в мае мы и проверим, верна ли примета.
2. Работа по учебнику
С. 42-43
— Что говорится в народной примете на урожай о погоде 15 февраля? Найдите подсказку в учебнике на с. 42.
(Учитель проходит по рядам. Ученики показывают найденную примету.)
(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 43 учебника.)
— На уроке мы много говорили о праздниках конца зимы в разных календарях. Может быть, кто-то знает, какие праздники еврейского, мусульманского и других старинных календарей приходятся на зиму текущего года?
— Как провожают зиму на Масленицу?
— Какие традиции проводов зимы на Масленицу вам больше всего нравятся?
— Как вы относитесь к появлению в нашей стране новых новогодних обычаев, связанных с китайским народным календарем?
Хорошо знать обычаи других народов. Так легче понимать друг друга, легче дружить. Но свои обычаи забывать нельзя! В них душа, сердце народа!
V. Физкультминутка
(Учащиеся выполняют свободные танцевальные движения под масленичную музыку. Можно разыграть масленичный «обход дворов» со словами песенки:
Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Класс делится на две группы. Сначала одна группа обращается со словами песенки к другой группе. Поющие пританцовывают под песенку. «Хозяева» изображают движениями, как они открывают двери, кланяются гостям и благодарят их за песенку блинами и оладьями. Затем группы меняются ролями.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 22)
— Прочитайте, выполните задание.
(Учитель слушает рассказы детей.)
Задание 2 (с. 22)
Ответ: сосулька.
VII. Рефлексия
— Что на уроке показалось вам наиболее интересным?
— Что оказалось трудным?
VIII. Подведение итогов урока
— На какой месяц приходится начало нового года по восточному календарю?
— Как провожают зиму на Масленицу?
— Прочитайте вывод на с. 43 учебника.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 40-43), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 43).
2. Выполнить задания 3, 4 (с. 23) в рабочей тетради.