Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весна — утро года. УМК «Перспектива»

Поделиться:

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Весна — утро года»

Цель: познакомить со старинными русскими обычаями трехкратной встречи весны.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы, находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования Нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; сумеют изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, православный календарь, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий (нанайцы).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Подчеркните весенние природные явления.

Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Потепление. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Половодье. Идут Дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь. Первая гроза. На небе легкие облака. Оттепель.

3. Фронтальный опрос

— Назовите приметы весны в неживой природе.

— Чем вызвано весеннее потепление?

— Назовите правила безопасности при ледоходе. (Примерный ответ. Во время ледохода запрещается выходить на лед, переправляться через реку, подходить близко к реке в местах затора льда, стоять на обрывистом берегу — он может обвалиться, собираться на мостиках, плотинах, ходить по льдинам, кататься на них, перегибаться через перила моста.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте на с. 66 учебника тему нашего урока.

— Как вы думаете, чем похожи утро и весна?

— Что происходит в природе утром?

— А что происходит в природе весной? (Обновляется жизнь растений, животных, людей.)

— А что можно сказать о жизни людей: что происходит утром? Что очень важное происходит с людьми весной?

Сегодня на уроке будем говорить о весне как утре года.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

С. 66-67

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 66 учебника.)

Птица — символ весны. Весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к новому жизненному круговороту.

— Рассмотрите рисунки и фотографии на с. 66—67 учебника.

— Образ какого существа из мира животных здесь встречается в самых разных видах? (Птицы.)

С. 69

— Рассмотрите фотографии игрушек в рубрике «Из музейных коллекций» на с. 69 учебника.

— Из какого природного материала сделаны эти птички? Какие образы птиц вам больше нравятся? Почему? (Ответы учеников.)

— Почему художники расселили птичью стаю именно по весенним страницам учебника? (Ответы учеников.)

— Послушайте, как поэт описал птичью радость от наступления весны.

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы дожили!

— Мы живы!

Живы мы!

В. Берестов

— Вспомните, когда происходит встреча весны в первый раз. (15 февраля, на Сретение.)

— Отметьте эту дату наклейкой в календаре.

— Прочитайте текст на с. 66—67 учебника.

— Когда весну встречают во второй раз? (22марта — в день памяти Сорока мучеников. В этот день Церковь чтит память сорока воинов-христиан, пострадавших за свою веру.)

— Отметьте эту дату наклейкой в календаре.

— Как встречали этот приход весны наши предки? (Ответы учеников.)

Считалось, что первыми прилетают жаворонки. К этому дню хозяйки пекли «жаворонков» из ржаной муки, а утром раздавали их детям. Дети крепили их на прутики, собирались на высокое место — закликать жаворонков.

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Набегавшись по деревне с песнями, ребятишки собирались в одно место и начинали есть своих «жаворонков». Оставляли только одну голову, которую берегли каждый для своей матери. Потом поздравляли друг друга с праздником и разбегались по домам. А дома отдавали голову «жаворонка» матери со словами: «На-ка, мама, тебе голову от «жаворонка»: как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего «жаворонка» голова, так чтобы и лен такой головастый был».

— Когда весну встречают в третий раз? (7 апреля — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Церковь вспоминает, как архангел Гавриил принес Марии весть о том, что она станет Матерью Сына Божия.)

— Отметьте эту дату наклейкой в календаре.

— Как встречали этот приход весны наши предки? (Ответы учеников.)

Люди освящали зерно перед севом, ставя рядом с зерном благовещенскую икону. В праздник пекли просфоры и несли их в церковь для освящения. Потом просфоры клали к иконам. В старину просфоры крошили в посевное зерно, чтобы уберечь поле от вредителей и собрать хороший урожай.

В этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю. Выпускали и припевали:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

 

Воры-воробьи!

Вы во поле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

— Интересно заглянуть сейчас в Приамурье. Вспомните, на каком осеннем празднике мы были в гостях у нанайцев. (На празднике моления небу-кормильцу.)

— Вот и пришел черед следующего весеннего праздника. Угадайте какого. (Нового года.)

(Учитель включает запись нанайской мелодии, затем убавляет звук и читает текст «Весенний новый год в Приамурье» на с. 68 учебника.)

— Есть ли что-то общее с традициями нанайского народа? Как вы думаете, почему? (Общее — обмен дарами с природой, песни, танцы, веселье.)

— Весной природа уже готова к обновленной жизни, да и людей ждут новые заботы. Давайте для закрепления еще раз скажем, когда наступает новый год по нанайскому календарю.

— Что общего в весенних праздниках разных народов? (Образ птицы и обновления природы.)

(В зависимости от национального состава учащихся и конфессиональной принадлежности их семей учитель просит учеников вспомнить, какие праздники еврейского, мусульманского и других старинных календарей приходятся на весну текущего года.)

(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 69 учебника.)

V. Физкультминутка

Влез кулик молодой

На колоду — бултых в воду.

Вымок. Выкис. Вылез. Высох.

Влез на колоду — и снова в воду.

Совсем кулик головой поник.

Да вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной,

И полетел.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задания 1, 2, 3 (с. 36)

— Прочитайте, выполните задания.

VII. Рефлексия

— Установите соответствия. Соедините линиями.

Первая встреча весны 15 февраля      Выпускали на волю певчих птиц

Вторая встреча весны 22 марта           Пекли «жаворонков»

Третья встреча весны 7 апреля            Кликали весну

Ответ: первая встреча весны 15 февраля — кликали весну! вторая встреча весны 22 марта — пекли «жаворонков»; третья встреча весны 7 апреля — выпускали на волю певчих птиц.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким временем суток сравнивают весну?

— Что происходит весной в жизни растений, животных и людей?

— Почему многие народы празднуют наступление нового года весной?

— Образ какого животного стал любимым украшением весенних праздников?

— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно сделать его? (Ответы учеников.)

(Один из учеников читает вывод на с. 69 учебника.)

— Согласны ли вы с этим выводом?

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 66-69), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 69).

2. Выполнить задание 5 (с. 37) в рабочей тетради.

3. На уроке технологии сделать весеннюю птичку из ткани. Украсить птичками деревце в день весеннего равноденствия.