Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зимние праздники. УМК «Перспектива»

Поделиться:

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Зимние праздники»

Цель: познакомить с общими и различными чертами рождественского праздника в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем), с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России, понимать, что обычай украшать ель возник как атрибут рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, политическая карта мира, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, гражданский и православный календари, куклы Мальчик и Девочка с подарками для всех детей класса, волшебный клубочек, репродукция картины Б.М. Кустодиева «Елочный торг», фотографии рождественского вертепа, распечатки колядок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Подчеркните зимние природные явления.

Появились почки на деревьях. Растения находятся в состоянии полного покоя. Белка запасает пищу. Птицы вьют гнезда. Ель стоит зеленая. У березы нет листьев. Опадают листья. Цветут цветы. Созрели фрукты. Под снегом зеленые кустарнички и травы.

— Подчеркните лишнее растение.

Ель, сосна, кедровая сосна, можжевельник. (Можжевельник — кустарник.)

Можжевельник, ель, сосна, кедровая сосна, лиственница. (Лиственница — опадает хвоя.)

Клюква, заячья капуста, черника, полынь, брусника, копытень. (Полынь — отмирает надземная часть.)

3. Фронтальный опрос

— Какие изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений зимой?

— По каким признакам можно узнать растения зимой?

— Обменяйтесь рабочими тетрадями, узнайте растения, которые нарисовал ваш товарищ.

III. Самоопределение к деятельности

— Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы угадайте, о каком празднике говорит поэт.

В декабре метет поземка,

Мерзнет солнышко в окне.

— Тук-тук-тук!

— Войдите!

Елка

Вся в снегу пришла ко мне.

Сразу в доме стало тесно,

Жутко, весело, чудесно —

Будто весь огромный лес

Через форточку залез!

С. Козлов

— Кто из вас может назвать этот праздник?

— А кто готов показать его на календаре? Нужно выйти к календарю и отметить праздничный день наклейкой. Сначала подумайте! Перед вами два календаря: уходящего и будущего года. В каком из них нужно будет поставить отметку? (В календаре на новый год: он наступает в ночь с 31 декабря на 1 января.)

Сегодня на уроке будем говорить о зимних праздниках.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Из наших прошлых занятий вы знаете, что не все народы встречают новый год зимой. Кто может ответить, в каких календарях начало нового года приходится на осень?

(Если учащиеся испытывают затруднения, учитель берет в руки кукол Мальчика и Девочку и разыгрывает сценку.)

Мальчик. С древности люди по-разному определяли начало года. У древних римлян год начинался в марте.

Девочка. Почему именно этот месяц выбрали древние греки?

Мальчик. В этом месяце природа пробуждается от зимнего сна и начинается подготовка к работам в поле и в саду.

Девочка. Я вспомнила, и в старину на Руси год начинался 1 марта. Так было у всех народов мира?

Мальчик. Нет. В еврейском календаре и сейчас новый год начинается осенью. Это связано с появлением новой Луны. А в мусульманском календаре дата нового года передвигается в течение 30 лет по всем сезонам. И праздник Новый год отмечается даже летом.

(Учитель может показать календари разных конфессий.)

— Давайте узнаем историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой. Откройте учебники нас. 26.

2. Работа по учебнику

С. 26-27

(Учитель передает волшебный клубочек ученику, который, закончив читать свой фрагмент текста, перекидывает его другому по собственному выбору; после чтения текста последний чтец перекидывает клубочек учителю, который задает вопросы, выбирая отвечающего также с помощью клубочка.)

— Кто установил празднование Нового года в России зимней порой? (Император Петр /.)

— Давайте узнаем побольше об этом человеке на «Страничках Умного Совенка» (с. 122). Пока я буду читать, всмотритесь в портрет на с. 26 учебника и постарайтесь запомнить, как выглядел государь Петр Алексеевич. С изображениями Петра I вам придется встречаться часто во время учебы в школе.

(Учитель читает биографическую справку о Петре I.)

— А теперь следующий вопрос. Что такое старый Новый год? (Ответы учеников.)

Старый Новый год — это время празднования Нового года, установленного Петром I, по православному календарю, который отстает от современного гражданского календаря на 13 дней. Обратите внимание на то, что во времена Петра I вся страна жила по православному календарю, а нового календаря в России еще не было.

— Прочитаем об этом в учебнике на с. 27.

— Что такое старый Новый год? (Празднование Нового года по православному календарю.)

— Посмотрите, рядом с портретом Петра I в учебнике находится репродукция картины Бориса Михайловича Кустодиева «Елочный торг». Кто ответит, когда и как началось проведение елочных торгов (базаров)? (По указу Петра I, с 1700 г.)

— Рассмотрите картину. Какое у нее настроение? Что помогло художнику передать в картине ожидание праздника? (Теплые краски, веселая суета, многолюдье.)

— Попробуйте представить себя покупателями на этом торге. Какую елку вы выбрали бы к празднику? (Ответы учеников.)

— На картине изображена морозная зима. Но нельзя ли сказать, что картина словно согревает нас? (Можно.)

— Почему? (Ответы учеников.)

— Как этого смог добиться художник? (Яркими, многоцветными красками.)

— Можно ли сравнить эту картину с произведениями народного творчества: игрушками, платками, росписью, кружевами, пряниками? В чем сходство?

Интересно, каким характером должен обладать человек, создавший такую праздничную, теплую, радостную картину… Давайте послушаем, что спешит нам рассказать об этом Умный Совенок.

(Учитель зачитывает текст о Б.М. Кустодиеве на «Страничках Умного Совенка» (с. 122-123 учебника).

— Новый год — это не единственный и, можно сказать, не главный праздник середины зимы. Какой еще замечательный, добрый праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными елками, елочными украшениями? (Рождество Христово.)

— Как вы думаете, от какого слова происходит название этого светлого праздника? (От слова «рождение».)

— Кто родился в этот день? (Сын Божий — Христос.)

Огни елок, сверкание игрушек на еловых ветвях издавна приветствовали день рождения Иисуса Христа, праздник всех детей и их родителей, семейный праздник, потому что рождение каждого ребенка — праздник, радость и великое чудо. С рождением каждого ребенка в мир приходят надежда и любовь. Супруга Петра I, царица Екатерина (по происхождению немка), для своих детей как раз и наряжала ель к празднику Рождества Христова, соблюдая обычаи своей исторической родины. Постепенно этот обычай в нашей стране стали перенимать все люди. Так он укрепился и в России. Рождественскую ель оставляли в доме до Нового года, поэтому через некоторое время образ хвойного дерева, украшенного игрушками, орехами, конфетами, прочно соединился с новогодним праздником.

(Учитель показывает на политической карте мира страны Западной Европы.)

Рождество Христово встречают в странах Запада и России в разное время, так как на Западе его отмечают по новому гражданскому календарю, а в России — по православному. Возможно, вы уже это знаете по собственному опыту. А теперь послушайте, что о рождественском празднике рассказывает учебник. Будьте внимательны: вас ждут вопросы о том, что вы сейчас услышите.

(Ученики с помощью волшебного клубочка читают текст на с. 24 о том, как и когда празднуют Рождество Христово в странах Запада.)

— Когда за рубежом, в странах Западной Европы, отмечают Рождество Христово?

— Какие слова вам показались непонятными в рассказе о праздничных европейских традициях?

— Попробуйте сами объяснить, что значит слово «вертеп», а потом мы попросим Умного Совенка дать нам разъяснения.

(Учитель выслушивает рассуждения учеников, затем дополняет их чтением текста о рождественском вертепе на «Страничках Умного Совенка» (с. 121—122).)

— Давайте всмотримся в фигуры вертепа. Посмотрите на Деву Марию. Что можно сказать о ней? (Она счастлива, полна любви, нежности к новорожденному, как говорили раньше — умиления.)

— А старец Иосиф? (В его фигуре мастеру удалось соединить мужскую сдержанность с глубоким восхищением перед Матерью и Младенцем.)

— А что бы вы могли сказать о волхвах? (Волхвы с благоговением смотрят на младенца. В старину говорили: благоговели, т. е. восхищались, гордились сыном Бога.)

(Учитель показывает другие фотографии рождественского вертепа.)

— А теперь вернемся в Россию. У нас Рождество Христово по новому стилю отмечают 7 января, как раз в новогодние каникулы. Это до или после празднования Нового года? (Это после Нового года по гражданскому календарю, но до старого Нового года по православному календарю.)

— Кто сможет наклейкой отметить в календаре день Рождества Христова? В каком это нужно сделать календаре: уходящего или будущего года? Почему? (В календаре будущего года, потому что Рождество по православному календарю приходит после празднования Нового года по общегражданскому календарю, в наступившем уже году.)

В этот светлый праздник —

Праздник Рождества —

Мы друг другу скажем

Теплые слова.

Тихо снег ложится:

За окном зима,

Чудо пусть свершится

И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши

В это дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

Льются звуки жизни,

Счастья и добра,

Озаряя мысли

Светом Рождества.

А. Хомяков

Сейчас мы поговорим о некоторых старинных крестьянских традициях празднования Рождества Христова на Руси, еще до обычаев, пришедших в нашу страну вместе с царицей Екатериной.

— Прочитайте текст на с. 25 учебника. Давайте попробуем разыграть то, о чем говорится в тексте.

(Учитель раздает ученикам распечатки колядок. Далее из желающих выбираются ученики на роли хозяев и колядовщиков. Под руководством учителя разыгрывается сценка колядования.)

Добрый тебе вечер,

Ласковый хозяин,

Радуйся, радуйся, земля,

Сын Божий в мир родился.

Мы к тебе, хозяин,

С добрыми вестями.

Радуйся, радуйся, земля,

Сын Божий в мир родился.

С добрыми вестями

Из святого града.

Радуйся, радуйся, земля,

Сын Божий в мир родился.

 

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

На окне стоит, на меня глядит.

Подайте блина, будет печь гладка!

Коляда, Коляда, подавай пирога!

Блин да лепешку в заднее окошко!

Новый год пришел, старый угнал, себя показал.

Ходи, народ, солнышко встречать,

Мороз прогонять!

А кто в этом дому — дай Бог тому!

Ему с колоса — осьмина,

Из зерна ему — коврига,

Из полузерна — пирог!

Награди вас Господь

И житьем и бытьем!

 

Коляда-моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли Коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подать

Или тепленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром!

К сожалению, колядование и многие другие веселые праздничные традиции не всегда присутствуют в жизни современных семей. К сожалению, потому что традиции, обычаи делают один праздник непохожим на другой, расцвечивают дни года новыми, яркими красками, помогают нам запомнить праздник. Но в каждой семье есть свои традиции встречи зимних праздников Нового года и Рождества Христова.

— Расскажите о том, как принято отмечать эти праздники в вашей семье.

— Как в этом учебном году вы будете отмечать зимние праздники?

— Какие подарки приготовите друг другу?

— Какие костюмы смастерите для себя?

V. Физкультминутка

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром, днем и вечером!

Лучший танец — «Хлопай-топай»,

Когда делать нечего…

Кем бы ни был ты — отличник

Иль совсем наоборот,

Разучи ты этот танец

И танцуй его весь год!

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 14)

— Прочитайте, выполните задание.

(Учащиеся разбиваются на пары и поздравляют друг друга песенкой-колядкой. Потом все дети получают от кукол Мальчика и Девочки конфеты, подарочки.)

Задание 3 (с. 15)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

— Как вы догадались?

(Далее учащиеся работают по вопросам в рубрике «Обсудим» на с. 27 учебника.)

VII. Рефлексия

— Закончите предложения.

• В странах Запада Рождество Христово отмечают… (25 декабря).

• В России Рождественский праздник отмечают… (7 января).

• Новый год празднуют… (в ночь с 31 декабря на 1 января).

• Старый Новый год отмечают… (в ночь с 13 на 14 января).

VIII. Подведение итогов урока

— Вот и подошел к концу урок, посвященный зимним праздникам. Что самое главное вы узнали?

— Что показалось важным, интересным, что удивило, обрадовало?

— Может быть, что-то осталось непонятным?

— Прочитаем вывод на с. 27 учебника.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 24—27), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 27).

2. Выполнить задание 2 (с. 14) в рабочей тетради.

3. На уроках технологии учитель может предложить учащимся разобраться в схеме изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками.

4. Принести на следующий урок своих кукол, игрушечных собачек, медведей, обезьянок и пр.