Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Что такое почва.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, что такое почва, каково её главное свойство. Научатся выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.
Учебные материалы: стаканы, вода, почва, спиртовка, фильтр, стекло, пинцет, книга «Великан на поляне» (А.А. Плешаков, А.А. Румянцев).
Ход урока
1. Актуализация знаний
— О чём мы говорили на прошлом уроке? Какое творческое задание вы выполняли дома?
Идёт защита плакатов «Берегите воду!»
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте стихотворение.
Сказала лопата: «земля, чтобы рыть».
Ботинки сказали: «земля, чтоб ходить».
А люди сказали: «земля, чтобы жить».
(А. Тетивкин)
О какой земле говорили герои стихотворения?
— Сегодня мы познакомимся ещё с одним твёрдым веществом. Оно создаёт поверхностный слой земли. Это почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образования и разрушения.
3. Работа по теме урока
— Почва — верхний плодородный слой земли. Толщина почвы бывает разной. В некоторых местах она может достигать нескольких метров, где-то — всего нескольких сантиметров.
В некоторых безжизненных местах, например, пустынях, на голых, каменистых склонах, в Антарктиде, почвы нет вообще.
Самое главное свойство почвы — плодородие. Попробуйте объяснить смысл этого слова, разобрав его по составу и подобрав родственные слова.
Почему почва плодородна? Что в ней есть такого, что даёт жизнь плодам и растениям? Проведём несколько опытов и ответим на эти вопросы.
Практическая работа
Учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на с. 65.
Результаты опытов записываются в рабочей тетради (с. 27-28, № 1,2).
4. Работа по теме урока (продолжение)
— Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого необходимо растениям?
Вы видели, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растение берёт воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Соли — питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Вы видели, что солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною.
Рассмотрите схему на странице 66 в учебнике. Объясните, что растения получают из почвы. Заполните схему у себя в тетрадях (с. 28, № 3).
Дети заполняют схему в рабочей тетради и изготавливают модель «Что растения получают из почвы».
Мы выяснили, из чего состоит почва. Теперь познакомимся с процессом образования почвы.
Послушайте стихотворение. Определите, под действием чего разрушаются камни.
Солнце жаркое печёт,
Ветер больно Гору бьёт,
И Вода старается —
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
— Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору.
Поселился, лезет в гору.
Трещины покрыла Почва.
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
— Вновь я стала молода!
— Что разрушало Гору? Помог ли Горе Лишайник?
В трещинах горы от разрушений образовались камешки, песок и глина. Высокие растения с длинными корнями не могли здесь поселиться, так как они бы не нашли питательных веществ. Но лишайник смог приспособиться. Лишайник вырос, затем сгнил и образовался перегной. Со временем перегноя становилось больше. Так постепенно, в ходе многих лет, песок превращается в плодородную почву, то есть в такую землю, где содержится всё необходимое для питания растений. Теперь на разрушенной горе смогли поселиться другие растения.
В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьёв. Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днём уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают её полезными для растений солями. Учёные установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователен
Прочитайте рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне» (с. 51-52).
Дети читают.
— Что вы узнали о жизни дождевых червей из этого рассказа? Можно ли уничтожать червей? Почему?
Для чего рыхлят почву? В рыхлой почве растениям легче пробиваться к солнцу, а их корням — находить питательные вещества. Человек в садах, огородах и полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?
Кроме дождевых червей, в верхнем слое земли живёт много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьёв, которые также помогают ей.
Чтобы закончить разговор об образовании почвы, прочитайте текст на странице 66 учебника.
Дети читают.
— Докажите, что в природе всё взаимосвязано.
Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
Но почва разрушается, как любые твёрдые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву? (Вода — размывает, ветер — сдувает.)
Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает её мёртвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.
Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться. Что делают люди?
Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает её, вносит удобрения, поливает (а где необходимо — осушает). Для того чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.
5. Рефлексия учебной деятельности
— Отгадайте кроссворд.
1. Верхний слой земли, на котором растут растения. (Почва)
2. Одна из составных частей почвы. (Песок)
3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной)
4. Основное свойство почвы. (Плодородие)
Дети отвечают на вопросы в учебнике на с. 67.
— Что мы смогли установить в ходе опытов? С помощью модели расскажите о том, что растения получают из почвы. Какие выводы сделали?
Дома дети выполняют задания на с. 67 учебника и № 4 на с. 28 рабочей тетради.