Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Для чего нужна экономика. Школа России

Поделиться:

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Для чего нужна экономика». УМК А. А. Плешакова

Цель: раскрыть роль экономики в нашей жизни.

Планируемые результаты: учащиеся научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги, анализировать, обобщать, делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

(Учитель проводит выставку рисунков знаков экологической безопасности, которые дети нарисовали дома.)

III. Самоопределение к деятельности

— Расшифруйте слово, записанное на доске.

ИКОНОКЭАМ

(Ответ: экономика.)

Сегодня на уроке будем говорить о роли экономики в нашей жизни.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа Экономика

— Вспомните, что такое экономика.

Экое погречески значит «дом», номос — «закон». Экономика — наука о рациональном ведении хозяйства.

— Назовите отрасли экономики. (Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.)

— Как отрасли связаны между собой? Проследите это, взяв за пример появление дома стакана молока.

— Какой элемент экономики мы еще не вспомнили? (Деньги.) Потребности людей

— Что нужно человеку для жизни и развития? (Вода, воздух, дом, школа, семья, друзья и многое другое.)

Все, что нужно людям для жизни, называется потребностями. (Учитель записывает термин на доске.)

— Назовите ваши потребности.

(Учитель чертит на доске таблицу и вписывает названия потребностей.)

Потребности

Естественные

Общественные

Промышленные

(природные)

(отношения между людьми)

(материальные)

Воздух

Семья

Хлеб

Тепло

Друзья

Дом

— Откуда берутся воздух, тепло, вода, то есть естественные явления, в которых человек испытывает потребности? (Дает природа.)

— Откуда берутся семья, дружба, помощь, то есть общественные явления, в которых человек испытывает потребности? (Формируются в общении между людьми.)

— Откуда берутся хлеб, дом, телефон, то есть предметы, которые изготовлены промышленным способом и в которых человек испытывает потребности? (Дает экономика.)

Главная задача экономики — удовлетворить разнообразные потребности человека.

Товары и услуги

— Что производят люди для удовлетворения своих потребностей? (Товары.)

Товары — это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое.

(Учитель записывает термин на доске.)

— Но не все товары можно ощупать, потрогать. Например, ремонт стиральной машины — что это? (Услуга.)

Услуги — это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. Например, стрижка в парикмахерской, стирка в прачечной, ремонт автомобиля в мастерской, проведение экскурсии в музее — все это услуги. Услуги — это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности.

(Учитель записывает термин на доске.)

2. Игра «Товар — услуга»

(Учитель читает предложения, дети называют: это товар или услуга.)

• Вы зашли в аптеку, купили лекарство. (Товар.)

• Вы летите в самолете. (Услуга.)

• Вы смотрите концерт. (Услуга.)

• Вы купили книгу. (Товар.)

— А теперь наоборот: я читаю слова, а вы приводите примеры товара, услуги…

— Прочитайте в учебнике текст на с. 39—40.

— Что называется потребностями?

— Назовите главную задачу экономики.

V. Физкультминутка

Поработали, ребятки,

А сейчас все на зарядку!

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь.

(Дети изображают любимых зверей.)

Не узнать моих детей!

Кто зайчишка, кто лисичка,

Кто медведь, кто кот, кто птичка!

Веселее в пляс пускайтесь,

Все танцуйте, не стесняйтесь!

(Звучит музыка, дети танцуют.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 21).

— Прочитайте задание. Найдите правильный ответ. Поставьте знак «+». (Все, что требуется людям для жизни, называют потребностями.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

— Какие потребности человека удовлетворяет природа? (Потребности в воздухе, воде, свете солнца, красоте природы и т. д.)

— А для чего нужна экономика? (Для удовлетворения разнообразных потребностей людей.)

№2 (с. 21).

— Прочитайте задание. Составьте список своих потребностей.

— Подчеркните самые важные для вас.

(После выполнения задания проводится проверка.)

№3 (с. 21-22).

— Прочитайте стихотворение.

— Чего же нельзя купить?

— Продолжите список того, что нельзя купить.

(После выполнения задания проводится проверка.)

№4 (с. 22).

— Прочитайте задание. Найдите в учебнике определения терминов товары и услуги.

— Запишите их. (Товары — это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. Услуги — это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

№5 (с. 22-23).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

— Назовите товары, изображенные на рисунках. Отметьте их красным карандашом.

— Назовите услуги, изображенные на рисунках. Отметьте их зеленым карандашом.

— Составьте из них пары. Соедините товар и услугу линией.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№6 (с. 23).

— Прочитайте задание. Приведите примеры товаров и услуг.

— Выполните усложненное задание: нужно придумать пары «товар — услуга».

(После выполнения задания проводится проверка.)

№ 7 (с. 24).

— Прочитайте задание. Запишите не менее трех профессий людей, которые производят товары.

— Запишите не менее трех профессий людей, которые оказывают услуги.

(После выполнения задания проводится проверка.)

VII. Рефлексия

— Кто доволен своей работой?

— Какое задание было сложно выполнять?

— Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, торговли?

— Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?

— Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажите.

Итак, все, что требуется людям для жизни, называют потребностями. Удовлетворение разнообразных потребностей людей — главная задача экономики. Для этого производят различные товары и оказывают услуги.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие из своих потребностей человек удовлетворяет за счет природы?

— А какие — благодаря общению с другими людьми?

— Какие потребности человек может удовлетворить с помощью экономики?

— В чем состоит главная задача экономики?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 38—41, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 41.

2. Рабочая тетрадь: № 8 (с. 24).