Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Для чего нужна экономика». УМК А. А. Плешакова
Цель: раскрыть роль экономики в нашей жизни.
Планируемые результаты: учащиеся научатся раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги, анализировать, обобщать, делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос
(Учитель проводит выставку рисунков знаков экологической безопасности, которые дети нарисовали дома.)
III. Самоопределение к деятельности
— Расшифруйте слово, записанное на доске.
ИКОНОКЭАМ
(Ответ: экономика.)
Сегодня на уроке будем говорить о роли экономики в нашей жизни.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа Экономика
— Вспомните, что такое экономика.
Экое погречески значит «дом», номос — «закон». Экономика — наука о рациональном ведении хозяйства.
— Назовите отрасли экономики. (Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.)
— Как отрасли связаны между собой? Проследите это, взяв за пример появление дома стакана молока.
— Какой элемент экономики мы еще не вспомнили? (Деньги.) Потребности людей
— Что нужно человеку для жизни и развития? (Вода, воздух, дом, школа, семья, друзья и многое другое.)
Все, что нужно людям для жизни, называется потребностями. (Учитель записывает термин на доске.)
— Назовите ваши потребности.
(Учитель чертит на доске таблицу и вписывает названия потребностей.)
Потребности | ||
Естественные | Общественные | Промышленные |
(природные) | (отношения между людьми) | (материальные) |
Воздух | Семья | Хлеб |
Тепло | Друзья | Дом |
— Откуда берутся воздух, тепло, вода, то есть естественные явления, в которых человек испытывает потребности? (Дает природа.)
— Откуда берутся семья, дружба, помощь, то есть общественные явления, в которых человек испытывает потребности? (Формируются в общении между людьми.)
— Откуда берутся хлеб, дом, телефон, то есть предметы, которые изготовлены промышленным способом и в которых человек испытывает потребности? (Дает экономика.)
Главная задача экономики — удовлетворить разнообразные потребности человека.
Товары и услуги
— Что производят люди для удовлетворения своих потребностей? (Товары.)
Товары — это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое.
(Учитель записывает термин на доске.)
— Но не все товары можно ощупать, потрогать. Например, ремонт стиральной машины — что это? (Услуга.)
Услуги — это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. Например, стрижка в парикмахерской, стирка в прачечной, ремонт автомобиля в мастерской, проведение экскурсии в музее — все это услуги. Услуги — это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности.
(Учитель записывает термин на доске.)
2. Игра «Товар — услуга»
(Учитель читает предложения, дети называют: это товар или услуга.)
• Вы зашли в аптеку, купили лекарство. (Товар.)
• Вы летите в самолете. (Услуга.)
• Вы смотрите концерт. (Услуга.)
• Вы купили книгу. (Товар.)
— А теперь наоборот: я читаю слова, а вы приводите примеры товара, услуги…
— Прочитайте в учебнике текст на с. 39—40.
— Что называется потребностями?
— Назовите главную задачу экономики.
V. Физкультминутка
Поработали, ребятки,
А сейчас все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь.
(Дети изображают любимых зверей.)
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто кот, кто птичка!
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь!
(Звучит музыка, дети танцуют.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 21).
— Прочитайте задание. Найдите правильный ответ. Поставьте знак «+». (Все, что требуется людям для жизни, называют потребностями.)
(После выполнения задания проводится проверка.)
— Какие потребности человека удовлетворяет природа? (Потребности в воздухе, воде, свете солнца, красоте природы и т. д.)
— А для чего нужна экономика? (Для удовлетворения разнообразных потребностей людей.)
№2 (с. 21).
— Прочитайте задание. Составьте список своих потребностей.
— Подчеркните самые важные для вас.
(После выполнения задания проводится проверка.)
№3 (с. 21-22).
— Прочитайте стихотворение.
— Чего же нельзя купить?
— Продолжите список того, что нельзя купить.
(После выполнения задания проводится проверка.)
№4 (с. 22).
— Прочитайте задание. Найдите в учебнике определения терминов товары и услуги.
— Запишите их. (Товары — это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. Услуги — это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.)
(После выполнения задания проводится проверка.)
№5 (с. 22-23).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
— Назовите товары, изображенные на рисунках. Отметьте их красным карандашом.
— Назовите услуги, изображенные на рисунках. Отметьте их зеленым карандашом.
— Составьте из них пары. Соедините товар и услугу линией.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№6 (с. 23).
— Прочитайте задание. Приведите примеры товаров и услуг.
— Выполните усложненное задание: нужно придумать пары «товар — услуга».
(После выполнения задания проводится проверка.)
№ 7 (с. 24).
— Прочитайте задание. Запишите не менее трех профессий людей, которые производят товары.
— Запишите не менее трех профессий людей, которые оказывают услуги.
(После выполнения задания проводится проверка.)
VII. Рефлексия
— Кто доволен своей работой?
— Какое задание было сложно выполнять?
— Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта, торговли?
— Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?
— Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики? Докажите.
Итак, все, что требуется людям для жизни, называют потребностями. Удовлетворение разнообразных потребностей людей — главная задача экономики. Для этого производят различные товары и оказывают услуги.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие из своих потребностей человек удовлетворяет за счет природы?
— А какие — благодаря общению с другими людьми?
— Какие потребности человек может удовлетворить с помощью экономики?
— В чем состоит главная задача экономики?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 38—41, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 41.
2. Рабочая тетрадь: № 8 (с. 24).