Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Экологическая безопасность. Плешаков

Поделиться:

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Экологическая безопасность.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что такое экологическая безопасность. Научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.

Учебные материалы: цветные карандаши; листочки для проверочной работы; ножницы; клей.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Природа и наша безопасность».

Учитель проводит проверочную работу. Дети ставят на листочках числа от 1 до 10. Педагог читает высказывание. Если ребёнок с ним согласен, то напротив номера вопроса ставит «плюс», если не согласен, то ставит «минус».

1. Если на вас бросилась собака, то надо быстрее убегать.

2. Если собака сидит на привязи, то можно подойти и погладить её.

3. Нельзя подходить к животному, если оно шипит и рычит.

4. Нельзя гладить незнакомых животных.

5. Если ты погладил животное, надо помыть руки с мылом.

6. Если собака сердится, посмотри ей пристально в глаза или улыбнись.

7. Нельзя толкать и трогать хозяина собаки.

8. Своя собака (или кошка) никогда не укусит хозяина.

9. Профилактические прививки домашним животным помогут избежать различных заболеваний.

10. Если вас укусило животное, надо обратиться к врачу.

Дети обмениваются листочками и по образцу учителя проверяют работы друг друга.

9-10 правильных ответов — «5».

7-8 правильных ответов — «4».

5-6 правильных ответов — «3».

2. Мотивация учебной деятельности

— О чём мы говорили в разделе «Наша безопасность»? Сегодня на уроке мы будем говорить об экологической безопасности.

3. Работа по теме урока

— Что такое «экология»? Что учёные называют окружающей средой?

Неужели опасности могут поджидать нас в окружающей среде?

К сожалению, могут. Виноват в этом сам человек. Рассмотрите схему в учебнике на странице 32. Что воздействует на здоровье человека?

Рассмотрим все составные части этой схемы. Начнём с воздуха.

Почему происходит загрязнение атмосферы? Существует два источника загрязнения: естественный и искусственный. Естественный — это вулканы, лесные пожары, пыльные бури, выветривание. Источником искусственного загрязнения воздуха является человек, вернее, продукты его деятельности. Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не деваются. Потом мы ими дышим.

В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. Так, например, в Москве выбросы от автотранспорта превысили 800 тысяч тонн в год. Это 70 % от общего количества загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу города за год. Нетрудно подсчитать, что за год выбрасывается более 1 миллиона тонн вредных веществ.

Особенно опасны для жизни и здоровья людей радиоактивные осадки. Это пыль и капельки влаги, которые приносятся ветром с территорий, где происходит испытание ядерного оружия или произошли аварии на атомных электростанциях.

Как мы можем защитить себя от загрязнённого воздуха? (Реже бывать в местах с большим скоплением транспорта, сажать в квартире цветы, делать влажную уборку в доме, чаще гулять в парках, скверах, лесах.)

Как надо вести себя в природе, чтобы не стать самим источниками её загрязнения?

Итак, мы отправляемся в лес отдохнуть, подышать чистым воздухом. Что мы можем там увидеть?

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят! Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там — пустые банки,

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костры, бумагу жгли,

Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

(С. Михалков)

— Приходилось ли вам наблюдать такие картины в природе? Приятно ли приходить в лес и на речку после таких отдыхающих? Вспомните, что происходит в природе с мусором и бытовыми отходами, которые остаются после человека? Куда может попасть весь мусор, если его оставили на берегу реки?

Как вы думаете, нашли герои нашего стихотворения свободное чистое место у реки? Как они себя вели? Проверим ваши предположения.

Мы прошли, конечно, мимо…

— Эй, ребята! — крикнул Дима.

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр, в футбол играли,

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели …

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых наши склянки,

Две размокшие баранки —

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

(С. Михалков)

— Вот такая грустная история! Что забыли сделать ребята, уходя домой? Помните ли вы, находясь на природе, как надо себя вести? Не остаётся ли после вас то же самое, что и после героев стихотворения?

Мы не случайно отправились гулять к реке. Второй фактор воздействия на человека — вода.

Люди издавна стремились селиться там, где была вода. Вспомните: на какой реке стоит город Москва? Санкт-Петербург? Париж? Лондон?

Вода была необходима не только для питья, но и для бытовых нужд, как средство защиты от неприятеля и удобный путь сообщения.

Что сегодня происходит с водоёмами? Они загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Соли различных тяжёлых металлов попадают в водоёмы, и их поглощают водные растения. Далее по цепочкам питания они поступают к растительноядным животным, затем — к хищным.

Рассмотрите рисунок на странице 31 учебника. Проследите цепь загрязнения и расскажите о том, что произошло с рыболовом.

Дети работают в парах.

— Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения. Приведите свои примеры таких цепей. (Около шоссе росли грибы, они поглощали выхлопы автомобилей. Человек, собрав эти грибы, отравился.)

Выполняется задание № 2 нас. 17 в рабочей тетради.

— Мы с вами говорили, что природная вода способна самоочищаться. Но это в том случае, если загрязнение не очень сильное. Что делают с водой, которая работает на предприятиях? (Её очищают.)

Как работают очистные сооружения? Это вы уже знаете. Давайте вспомним всю схему очистки.

Из реки вода через решётки и вращающиеся сита поступает на водопроводную станцию. В огромных бассейнах вода отстаивается, и из неё на дно оседают твёрдые частицы. Затем вода хлорируется, в неё подаётся сжатый воздух, вода фильтруется, ещё раз хлорируется и идёт в резервуары с чистой водой. Оттуда вода идёт к нам с вами домой. Что дальше с ней делать? Прочитайте об этом в учебнике на странице 34.

Практическая работа

Учитель показывает детям бытовой фильтр.

— Мы в первом классе подробно рассматривали всю систему очистки воды и говорили о том, что небольшое количество хлора безвредно для человека. Но весной воду хлорируют сильнее. Поэтому лучше использовать бытовые фильтры. И не только из-за хлора. В трубах, по которым идёт вода, также накапливаются осадки. Чтобы их уничтожить, мы кипятим или фильтруем воду.

Как устроен обычный бытовой фильтр?

Учитель знакомит детей с устройством фильтра и показывает процесс фильтрации.

Дети зарисовывают детали фильтра в рабочей тетради (с. 19, № 5).

— Сменные блоки, которые вставляются в фильтр, регулярно меняются. Если их долго не менять, то вода перестаёт очищаться.

4. Работа по теме урока (продолжение)

— Вернёмся к нашей схеме. Что ещё наносит вред нашему организму? Прочитайте статью в учебнике на странице 35.

Как мы можем оградить себя от экологически вредных продуктов?

Конечно, мы не знаем, какое мясо пошло на изготовление колбасы, которую мы купили в магазине. Но не собирать грибы и ягоды около автомобильных дорог и не покупать продукты с рук мы можем. Хотя бы так надо охранять своё здоровье от попадания в организм вредных веществ.

— Итак, какие мы определили пути поступления загрязняющих веществ в наш организм? Выстроим эту схему в рабочей тетради.

Дети составляют схему-аппликацию (с. 18, № 3).

— Как мы должны заботиться о нашем здоровье? Выполните задание № 4 на странице 19 в рабочей тетради и определите, кто из мальчиков заботится о своём здоровье.

Проверочная работа

— Мы с вами закончили изучение раздела «Наша безопасность». Чтобы проверить, как хорошо вы поняли материал этого раздела, предлагаю вам ответить на вопросы проверочной работы на страницах 154-158 учебника.

Дети работают самостоятельно.

5. Рефлексия учебной деятельности

Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 35-36 учебника.

— Почему мы должны соблюдать правила экологической безопасности? Что может произойти, если мы не будем их соблюдать?

Дома дети выполняют задания на с. 36 учебника и № 1 на с. 17 и №6 на с. 20 в рабочей тетради.