Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Экономика и экология». УМК А. А. Плешакова
Цель: познакомить с двумя сторонами экономики — полезной и опасной.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: фотографии экологических катастроф.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
— Что такое семейный бюджет?
— Для чего он нужен?
— Какие виды доходов может получать семья?
— Дома вы сосчитали общую сумму расходов вашей семьи за один день. Чему она равна?
(Ответы учеников.)
— Вы получили на день рождения большую сумму денег. На что вы их потратите? (Ответы учеников.)
III. Самоопределение к деятельности
— Дополните предложения.
• Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется … (экология).
• Удовлетворение разнообразных потребностей людей — главная задача… (экономики).
— Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? (Ответы учеников.)
Сегодня на уроке будем говорить о связи между экономикой и экологией.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Экологическая катастрофа
(Учитель в ходе рассказа показывает детям фотографии экологических катастроф.)
26 апреля 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС (в СССР) произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. В атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Зараженное облако прошло над европейской частью России, Восточной Европой и Скандинавией. Двести тысяч человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Десятки лет на этой территории нельзя будет жить из-за загрязнения воздуха, воды, почвы.
10 июля 1976 г. в городе Свезо в Италии в процессе производства на химическом предприятии произошел выброс в атмосферу газа диоксина. Причиной аварии было нарушение технологического процесса. Люди в городе и его окрестностях почувствовали головную боль и резь в глазах. Кожа людей покрылась экземами, язвами и ожогами. Их мучили рвота, желудочные колики. Погибали животные, растительность была сожжена, как при пожаре. Земля стала опасной для жизни на целые десятилетия.
Наверняка вы знаете о существовании Аральского моря. В переводе с узбекского слово «арал» как раз и означает «море». Получается: «морское море». На самом деле это озеро, правда огромное и соленое. Вот впечатление о нем очевидца: «…Итак, очутился на берегу этого моря-озера. Гляжу, волны есть… песчаные. И корабли есть… ржавые. Многие лежат на боку. А воды нет. Как же десятки кораблей занесло сюда, на сушу?»
Всего каких-то несколько десятилетий назад многоводные реки-сестры Амударья и Сырдарья впадали в Аральское море-озеро, щедро пополняя его водой. В наши дни обе они, недавно великие, обеднели: разобрали на пути сюда их воду, отвели по оросительным каналам, начисто обделив Арал, которому ни капельки не достается. Вот он и сузился на треть да обмелел вдобавок — корабли на суше и очутились.
В былые времена в Средней Азии были только две пустыни — Каракум и Кызылкум. Ныне же стали поговаривать и о третьей, новой — под названием Аралкум, — появившейся на месте бывшего морского дна. И верно, там ни домов, ни людей, ни травы, ни зверей, песок на зубах хрустит…
А кого надо за это недобрым словом поминать? Да «умников», которые так решили: чем, дескать, больше воды достанется здешним землям, тем лучше будет урожай хлопка.
Воды потратили море разливанное, а пользы — чуть. Сколько воды попусту испарилось! Сколько ушло в песок! И еще одна беда — много воды просочилось вглубь, растворив подземные соли. И что же? Вместо матери сырой земли получилось что-то вроде мертвого рассола — ничего не растет!
В апреле 2010 г. на нефтяной вышке в Мексиканском заливе прогремел взрыв, в результате которого погибли 11 рабочих. Сама вышка рухнула в море, а в океан вылились тонны нефти, загрязняя воду и береговую линию, громя экономику городов и уничтожая окружающую среду. Три месяца из разрушенной подземной скважины лилась нефть в воды Мексиканского залива. Нефтяная пленка покрыла тысячи квадратных километров водной поверхности. Погибали морские черепахи, птицы, дельфины, рыбы, кораллы.
— Какие эмоции возникли у вас в ходе рассказа? (Ответы учеников.)
— Как называются такие ситуации? (Экологические катастрофы.)
— Кто виноват в такой катастрофе? (Человек.)
Две стороны экономики
— Назовите составные части экологии. (Вода, воздух, почва, растения, животные.)
— Связаны ли они между собой? Приведите примеры.
— Для чего нам нужна экономика? (Для удовлетворения наших потребностей.)
— Из каких отраслей состоит экономика? (Из электроэнергетики, сельского хозяйства, металлургии, машиностроения, добывающей, легкой, химической, пищевой промышленности.)
— Что дает людям сельское хозяйство? (Продукты питания.)
— Это полезная сторона отрасли экономики. В чем заключается опасная сторона сельского хозяйства? (В загрязнении почвы ядохимикатами, выращивании продуктов питания, опасных для здоровья человека.)
— Что дает людям металлургия? (Производит металлы.)
— Это полезная сторона отрасли экономики. В чем заключается опасная сторона металлургии? (В загрязнении воздуха и воды, нерациональном использовании природных ископаемых.)
— Обсудите в парах полезную и опасную стороны других отраслей экономики.
— Прочитайте в учебнике текст на с. 80—82.
— Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (Без воды жизнь на Земле невозможна. Вода нужна растениям, животным, человеку, для работы заводов, производства тканей, металлов, медикаментов, машин.)
— Как экономить воду? Как ее охранять? (Ставить фильтры на трубы, выливать в водоемы чистую воду. Сажать деревья вокруг водоемов. Вовремя ремонтировать кран, из которого течет вода.)
— Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (Почва — наша кормилица. На земле растут растения. Корни растений дышат воздухом, содержащимся в почве. Они высасывают из почвы воду и растворенные в ней соли.)
— Какой вред человек наносит почве? (Вырубает леса, что влияет на плотность почвы, загрязняет почву мусором, который не разлагается, вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов, осушает большие территории земли.)
— Как нужно охранять почву? (Вырубать лес выборочно, не оставлять мусор, не осушать, правильно вспахивать почву, не нарушая пахотного слоя земли, сажать деревья на склонах оврагов.)
У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая — опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции.
Экологические прогнозы
— Сегодня нередки случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и употреблялись в пищу на протяжении многих лет. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?
— Некоторые промышленные предприятия сливают в водоемы отработанную воду, содержащую вредные химические вещества. Как это может отразиться на рыбных богатствах?
— Дайте свои экологические прогнозы для следующих случаев.
1) В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.
2) На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть.
— Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода?
V. Физкультминутка
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Раз-два, раз-два,
И за парты нам пора.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 43).
— Прочитайте задание. Найдите в тексте учебника названия живых существ, которые пострадали от аварии нефтеналивного танкера. Запишите в тетради.
(После выполнения задания проводится проверка.)
№2 (с. 43).
— Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу. Используя текст учебника, заполните ее.
— Найдите в тексте абзац о металлургии. Какой экологический вред приносит эта отрасль? (Много отходов от производства каждой тонны металлов.)
— Запишите.
— Найдите в тексте абзац об электроэнергетике. Какой экологический вред причиняет строительство ГЭС? (Реки затапливают плодородные земли, леса, деревни, города.)
— Запишите.
— А какой экологический вред наносят ТЭС? (Загрязняют воздух.)
— Продолжите самостоятельно заполнять таблицу.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№3 (с. 44).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.
— Сделайте экологический прогноз для этой ситуации. Запишите его. (Гигантские трубы выбрасывают дым высоко в небо. Там, на высоте, дуют ветры, которые несут загрязненный воздух в жилые районы города. Воздух, взаимодействуя с водой, приводит к образованию кислотных дождей и смога.)
(После выполнения задания проводится проверка.)
VII. Рефлексия
— Какие эмоции вы испытали на уроке?
— Какие выводы сделали для себя?
— Что расскажете родителям?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой вред окружающей среде наносит экономика?
Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, необходимо их изучать, предвидеть вероятность возникновения, использовать экологические прогнозы.
Зная законы экологии, люди выполнят главную задачу — сохранят нашу планету Земля для потомков.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 79—84, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 84.
2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 44).