Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Наши ближайшие соседи.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, какие страны являются нашими ближайшими соседями. Научатся находить и показывать на карте эти страны и их столицы.
Учебные материалы: физическая карта России; интерактивная доска, презентация с видами достопримечательностей зарубежных стран, листы в клетку (по 2 листа на каждого ученика); копирка (каждому ученику), ножницы.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Вспомним о путешествии по Золотому кольцу России и отгадаем кроссворд.
По горизонтали:
5. Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол». (Углич)
7. Город, образованный Ярославом Мудрым. (Ярославль)
9. Город, знаменитый звонами своих колоколов. (Ростов)
10. Украшения с эмалью. (Финифть)
11. В Древней Руси —торгово-ремесленные слободы. (Посад)
По вертикали:
1. Город, в который входили через Золотые ворота. (Владимир)
2. Город-музей, в котором 33 церкви. (Суздаль)
3. Город, план которого похож на веер. (Кострома)
4. Город на Волге, в котором расположен Дом-музей Левитана. (Плёс)
6. Главный, самый важный монастырь. (Лавра)
8. Город, в котором начинается и заканчивается путешествие по Золотому кольцу. (Москва)
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и познакомимся с ближайшими соседями нашей страны. Это те страны, с которыми Россия имеет общие границы на земле или на море.
3. Работа по теме урока
— Запоминать все названия не обязательно. Их будет много. Но чтобы лучше представлять, где находятся страны и как называются их столицы, предлагаю вам заполнять таблицу.
По ходу знакомства со странами-соседями заполняется таблица, все страны обязательно показываются на карте, и выясняется, сухопутная или морская граница между данной страной и Россией. Дети заполняют таблицу под копирку.
В рабочих тетрадях (с. 50, № 1) на карте ученики отмечают страны, о которых идёт речь.
Название страны | Название столицы |
Норвегия | Осло |
Финляндия | Хельсинки |
Латвия | Рига |
Литва | Вильнюс |
Эстония | Таллин |
Польша | Варшава |
Белоруссия | Минск |
Украина | Киев |
Абхазия | Сухум |
Осетия | Цхинвал |
Грузия | Тбилиси |
Азербайджан | Баку |
Казахстан | Нур-Султан (Астана) |
Монголия | Улан-Батор |
Китай | Пекин |
Северная Корея | Пхеньян |
Япония | Токио |
США | Вашингтон |
— Какие из наших ближайших соседей находятся на территории Азии? Какие — на территории Европы?
Что такое «сухопутная граница»? «морская граница»? Перечислите страны, с которыми Россия граничит на суше, по воде.
Почему важно иметь уважительные, добрососедские отношения между странами и народами? В чём они проявляются? Приведите примеры из жизни.
Самостоятельная работа
— Возьмите верхний лист, на котором вы составляли таблицу, и разрежьте его на части по линиям.
Нижний лист переверните обратной стороной и отодвиньте в сторону. Перемешайте получившиеся у вас карточки с названиями стран и столиц. Попробуйте, не подсматривая в листок, восстановить таблицу, которую мы составляли.
Дети работают самостоятельно.
— Теперь переверните листы с таблицами, сделанными под копирку. Сверьте с ними вашу работу. Исправьте допущенные ошибки.
Дети разгадывают кроссворд в рабочей тетради (с. 52, № 3) и в сетке задания №4 на с. 53 находят «спрятанные» названия столиц некоторых стран-соседей.
— Рассмотрите карту на странице 102 в учебнике. Соотнесите размеры стран. С помощью каких диаграмм правильно показаны размеры Казахстана (1), Украины (2) и Белоруссии (3).
4. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 104 учебника.
— Какие задачи стояли перед нами в начале урока? Смогли мы их решить?
Дома дети выполняют задания на с. 105 учебника и № 5, 6 на с. 53-54 в рабочей тетради.