Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». Школа России

Поделиться:

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»». УМК А. А. Плешакова

Цель: систематизировать знания о природе родного края. Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов, использовать учебник, другие источники информации для поисков ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений.

Оборудование: мозаика «Карта родного края»; бумажные листы, цветные карандаши, ножницы для изготовления моделей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальное задание

(Слова записаны на доске.)

Волк, лисица, заяц, осина, зерновые культуры, сова, мышь, канюк, змея.

— Прочитай названия объектов живой природы. Составь разные цепи питания. (Осина — заяц — волк. Осина — заяц — лисица. Зерновые культуры — мышь — змея и т. д.)

2. Фронтальный опрос

— На какие группы делятся животные по способу питания?

— Назовите животное и группу, представителем которой является это животное.

— Как защищаются животные? Расскажите, используя рисунки, данные в рабочей тетради на с. 46.

III. Самоопределение к деятельности

(Учащиеся читают текст в учебнике на с. 98.)

Вот и мы с вами будем изучать разнообразие природы родного края в самой природе.

Сколько растений, грибов, животных окружает нас! И у каждого есть название!

IV. Работа по теме урока

Работа над проектом

(Учитель раздает ученикам элементы мозаики. Дети собирают ее.)

— Что у вас получилось? (Карта родного края.)

Наш проект называется «Разнообразие природы родного края».

2. Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 122—123.

— Что такое система органов? (Органы, выполняющие общую работу.)

— Назовите системы органов. (Пищеварительная, кровеносная, нервная, дыхательная.)

— Что обеспечивает пищеварительная система? (Переваривание пищи.)

— Какие органы входят в пищеварительную систему? (Желудок, кишечник, печень.)

— Что обеспечивает кровеносная система? (Движение крови в организме.)

— Из каких органов она состоит? (Из сердца и кровеносных сосудов.)

— Чем занимается нервная система? (Управляет деятельностью всего организма.)

— Из каких органов она состоит? (Из головного и спинного мозга, нервов.)

— Какой орган входит в дыхательную систему? (Легкие.)

— Как называется наука, которая изучает строение тела человека? (Анатомия человека.)

— Как называется наука, которая изучает работу органов человека? (Физиология человека.)

(В ходе беседы учитель делает на доске следующие записи.)

• Нервная система: головной и спинной мозг, нервы.

• Кровеносная система: сердце, кровеносные сосуды.

• Пищеварительная система: желудок, кишечник, печень.

• Дыхательная система: легкие.

IV. Физкультминутка

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем.

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись.

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять!

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

Вспомним все, что повторяли,

Без моей подсказки.

V. Закрепление изученного материала

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 57).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

— Подпишите названия органов человека.

(После выполнения задания проводится самопроверка по рисунку в учебнике на с. 123.)

№2 (с. 57).

— Прочитайте задание.

— Что такое система органов?

— Заполните таблицу самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

2. Практическая работа

Цель: определить, гармонично ли развивается организм и соответствует ли ваш вес вашему росту.

Ход работы

1. Измерь свой рост.

2. Встань на весы и посмотри, сколько килограммов ты весишь.

3. Раздели число килограммов веса на число дециметров роста. Если результат получится больше трех и меньше четырех — значит, ты весишь как раз столько, сколько нужно.

Если меньше трех — ты весишь маловато.

Если же результат окажется больше четырех — тоже нехорошо: у тебя стал накапливаться лишний, ненужный тебе вес. Надо побольше бегать, играть в подвижные игры, работать на воздухе.

— А какую температуру имеет тело человека?

(Ученики измеряют свою температуру.)

— Как вы думаете, зависит ли температура тела от температуры окружающего воздуха в жаркий или морозный день?

С помощью нервной системы мозг постоянно регулирует температуру тела, она все время сохраняется равной +36,6 °С. При такой температуре лучше всего работает весь организм человека.

VI. Рефлексия

1. Работа в группах

(Учитель раздает детям распечатки с изображением контура тела человека и его внутренних органов.)

На основе схемы учебника изготовьте модель «Внутреннее строение тела человека». С помощью модели проверьте друг друга: хорошо ли вы знаете, как устроено наше тело. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали модели. Не забывайте, что на схеме человек изображен зеркально: например, желудок изображен справа, а в теле человека он находится слева. Чтобы не ошибиться, надо мысленно повернуться в ту же сторону, куда обращено лицо человека на рисунке.

(Учащиеся выполняют задание.)

— Представьте свою модель классу. Оцените результаты работы групп.

2. Беседа

— Науки об организме человека — анатомия, физиология, гигиена — не могут существовать друг без друга. Почему? (Не зная строения своего тела и того, как работают его органы, человек не сможет сохранить и укрепить свое здоровье.)

VII. Подведение итогов урока

— Что такое организм человека?

— Из каких частей он состоит?

Итак, организм человека состоит из органов, которые работают согласованно, слаженно. Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 122—124, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 124.

2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 58).

Дополнительный материал

Иван Петрович Павлов (1849-1936)

Ни один физиолог мира не был так знаменит, как русский академик Иван Петрович Павлов — создатель учения о высшей нервной деятельности животных и человека.

Павлов родился в старинном городе Рязани, в семье священника.

В Рязани Иван Павлов учился в духовной семинарии. Но его влекла физиология, и он ушел из семинарии, уехал в Петербург и поступил в университет. После его окончания он стал учиться в Медико-хирургической академии и работать в лаборатории физиологии. Еще будучи студентом университета, за свои научные исследования Павлов получил золотую медаль. В академии его наградили второй золотой медалью.

В 1890 г. Павлов стал профессором. Потом десятки лет работал в лабораториях и на кафедре академии. Вначале он занимался преимущественно изучением сердца и кровеносных сосудов.

Наряду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системы Павлов занимался изучением процессов пищеварения. Им были проделаны многочисленные опыты.

В 1897 г. он опубликовал знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставший главным руководством физиологов всего мира. За это ему в 1904 г. была присуждена Нобелевская премия.

Павлов был великим сыном своего народа. Любовь к России пронизывала все его мысли, чувства и действия. «Что ни делаю, — писал он, — постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке…»