Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Общество.
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, что такое общество, из каких составных частей оно складывается. Научатся определять место человека в окружающем мире.
Учебные материалы: энциклопедия для детей (Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации. — М.: Аванта+, 2001); карта России; интерактивная доска, презентация о народах мира; физическая карта России.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Отгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. Способность человека познавать окружающий мир с помощью органов чувств. (Восприятие)
2. Орган, в котором «помещается» разум человека. (Мозг)
3. Способность сохранять полученную информацию. (Память)
4. Способность обдумывать, сравнивать, классифицировать полученные сведения. (Мышление)
5. Наука, изучающая внутренний мир человека. (Психология)
По вертикали:
1. Способность представлять то, чего нет в данный момент перед человеком. (Воображение)
Дети отвечают на вопросы текста по теме «Человек».
2. Мотивация учебной деятельности
— На прошлом уроке мы с вами смотрели мультфильм «Маугли». Я вам говорила, что, находясь в одиночестве, человек не сможет стать таким человеком, как мы с вами. Что необходимо, чтобы человек стал разумным?
Необходимо общение. От слова «общение» произошло слово «общество». О человеческом обществе пойдёт речь сегодня на уроке.
3. Работа по теме урока
— Когда говорят обо всех людях Земли, то говорят — человеческое общество. Из чего оно складывается?
Во втором классе мы с вами говорили, что только что родившийся ребёнок начинает общаться. С кем он общается?
Что такое семья? Кто входит в состав семьи? Перечислите членов вашей семьи? Сколько поколений живёт в вашем доме? Как члены семьи должны относиться друг к другу?
Каждая семья принадлежит к какому-то народу. Что такое народ?
В этнографии — науке, изучающей происхождение, расселение, культуру и быт народов, — под словом «народ» подразумевают общность людей, принадлежащих к определённой национальности. Бывает, что определить национальность довольно сложно. Допустим, у ребёнка мама — грузинка, папа — украинец, а родился и живет ребенок в Москве. Кто он будет: грузин, украинец или русский? Но чаще всего человек знает, к какой национальности он принадлежит.
Каждый человек любит свой народ и гордится им. Но бывает, что человеку что-то не нравится в жизни его народа. Тогда он переезжает в другую страну, изучает её язык, меняет свои привычки и манеру поведения. Через 2-3 поколения его внуки будут считать себя людьми другой национальности.
Каждый народ имеет свою территорию, на которой проживает большинство его представителей. Каждый народ говорит на своём языке.
На вопрос, сколько на Земле народов, ответить сложно. Если считать народами и самые мелкие обособленные группы, то на Земле их наберётся около 15 тысяч. При другой классификации, если не рассматривать мелкие группы в составе каждого народа, их получится не менее 3 тысяч.
Всё население земного шара на конец XX века составляло около б миллиардов человек. Самый многочисленный народ на Земле — китайцы. Их более 1 миллиарда человек. Не сложно подсчитать и убедиться, что каждый пятый человек на земном шаре — китаец.
Учитель открывает на доске заранее начерченную таблицу.
Самые многочисленные народы мира | ||
Народ | Численность чел. | Основная страна проживания |
Китайцы | 1310 | Китай |
Хиндустанцы | 330 | Индия |
Американцы США | 314 | США |
Бенгальцы | 250 | Бангладеш, Индия |
Бразильцы | 193 | Бразилия |
Русские | 147 | Россия |
Мексиканцы | 117 | Мексика, США |
Японцы | 130 | Япония |
Пенджабцы | 120 | Пакистан, Индия |
Бихарцы | 105 | Индия |
— Рассмотрите таблицу. Назовите страны, в которых проживает большое количество людей.
Конечно, в этих странах проживают не только народы, названные в таблице, просто они не такие многочисленные. В этом можно убедиться даже на примере России. В нашей стране живёт около 1600 народов. Одни из них больше, другие — меньше. Все народы, проживающие на территории нашей страны, отличаются друг от друга особенностями национальной кухни, чертами лица, языком, на котором говорят, национальными костюмами, убранством домов, сказками и песнями.
Так, например, в тундре живут ненцы, эвенки, чукчи. Как они одеваются? И одежда, и обувь у них на меху.
Знаете ли вы какие-то татарские или якутские сказки?
Учитель может заранее подобрать и прочитать на уроке какую-либо национальную сказку.
Для подготовки к этой части урока педагог может воспользоваться статьями «Что такое народ?», «Сколько на Земле народов?», «Как рождаются народы?» и «Почему исчезают народы?» из Энциклопедии для детей (Т. 13).
— Мы уже начали разговор о странах, в которых живут те или иные народы. Что такое страна или государство? Как вы его себе представляете?
После обобщения ответов детей класс читает текст на с. 19-20 учебника.
— Как называется наша страна? Покажите на карте границы России. Покажите на карте столицу страны. Назовите главу нашего государства. Где он работает?
Поработайте в группах. С помощью таблицы на странице 21 учебника определите, кто является главой государства в разных странах. Рассмотрите резиденции некоторых правителей.
Дети работают в группах, затем выполняют задания № 1, 2 на с. 7-8 рабочей тетради.
— Во втором классе мы подробно говорили о символах государства. Что к ним относится? Что обозначают предметы, изображённые на гербе России?
В нашей стране есть Конституция — основной закон страны.
Каждый человек является гражданином какой-то страны. Он может жить там постоянно или уезжать из неё на какое-то время, например, для работы за границей. От этого человек не становится гражданином другой страны или представителем другого народа.
В современном мире все государства взаимосвязаны. Они ведут совместные научные исследования, выпускают машины, другую продукцию. Граждане разных стран путешествуют по всему миру и отдыхают на курортах.
Как, по-вашему, надо относиться к людям других национальностей, гражданам других стран?
Послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Стихи для ребят всех народов и стран.
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Народов, чья родина — Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать.
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Для детворы из тропических стран,
Где на деревьях не счесть обезьян.
Для ребятишек, одетых и голых,
Тех, что живут в городах или сёлах…
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберётся в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад — с Востоком, а дети — друг с другом.
— О чём это стихотворение? Если человеческое общество будет уважительно относиться к людям всех народов, то на земном шаре будет мир.
4. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 22 учебника.
— Чему мы должны были научиться на уроке? Что узнать? Какие выводы сделали? Сравним их с выводами, сделанными Мудрой Черепахой.
Дома дети выполняют задания № 3, 4 на с. 8 рабочей тетради и задания на с. 23 учебника.