Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: По Франции и Великобритании
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают об основных достопримечательностях Франции и Великобритании. Научатся рассказывать о них по карте, дополнять эти сведения информацией из других источников.
Учебные материалы: интерактивная доска; презентация с изображениями достопримечательностей; репродукция картины Леонардо да Винчи «Джоконда»; DVD; мультфильмы «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах»; фрагмент фильма «Анжелика и король».
Ход урока
1. Актуализация знаний
Выступают дети, подготовившие рассказы о странах центральной Европы.
Дети отвечают на вопросы теста по теме «В центре Европы».
— Отгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. Столица Германии. (Берлин)
3. Старинный экипаж, запряжённый парой лошадей. (Фиакр)
А. Самая большая страна Центральной Европы. (Германия)
6. Крупная река Западной Европы, берущая начало в ледниках Швейцарии. (Рона)
7. Горы, находящиеся на территории Австрии и Швейцарии. (Альпы)
По вертикали:
1. Город, в котором находится памятник героям сказки братьев Гримм. (Бремен)
2. Река, название которой в переводе означает «чистый». (Рейн)
5. Часть света, в которой находятся Швейцария и Австрия. (Европа)
2. Мотивация учебной деятельности
— Из центра Европы мы сегодня передвигаемся на запад. Следующими европейскими странами, с которыми мы познакомимся, будут Франция и Великобритания.
3. Работа по теме урока
Класс работает в группах. Половина детей знакомится с текстом о Франции, остальные — о Великобритании. Знакомство со странами начинается с выступления детей.
Во время работы заполняются № 1, 3, 4 и 7 в рабочей тетради. Учитель демонстрирует слайды с видами стран, их достопримечательностей.
— Рассмотрите карту в учебнике на странице 132. Найдите Францию. Какие страны являются её соседями?
В какие моря и океаны можно выйти из её портов?
Франция омывается водами Северного моря, пролива Ла-Манш, Атлантического океана и Средиземного моря. Благодаря действию морских ветров и тёплому течению Гольфстрим с одной стороны и защите гор с другой староны, Франция обладает удивительным разнообразием природных условий. Недалеко от покрытых снегами горных вершин Альп можно увидеть пальмы на Лазурном берегу.
Горные массивы занимают больше половины страны. В первую очередь— это Альпы. Через территорию каких ещё государств проходят эти горы? На территории Франции находятся Пиренеи и хребты гор Юра, Вогезы и Арденны. В западной части страны располагается равнина, по которой протекают реки Сена, Луара, Гаронна и Рейн. Леса покрывают около 1/4 части территории Франции и сохранились в основном в горах.
Изобразите на диаграмме территории, покрытые лесами.
Вспомните, на какой реке находится столица Франции.
Париж считается красивейшим городом Европы. Что можно увидеть, приехав в этот город?
Рассказывают дети, работавшие с текстами о Франции.
— Какой собор стоит в центре Парижа? Назовите крупнейший музей мира, находящийся в столице Франции?
Учитель показывает детям репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи.
— Великий итальянец Леонардо да Винчи жил в конце XV — начале XVI веков. Он был знаменитым живописцем, скульптором, архитектором, инженером и математиком. Он много рисовал, изобретал и строил. Разбирая 7 тысяч страниц рукописей и записных книжек, которые остались после этого художника и учёного, историки нашли удивительные вещи. Это были чертежи парашюта, подводной лодки, вертолёта, автоматического ткацкого станка и «птицелёта». Низкий уровень техники того времени не позволил Леонардо воплотить в жизнь свои идеи. Слишком рано он всё это придумал. Спустя много веков люди всё это изобретали заново.
До наших дней дошли и сохранились картины и рисунки художника. Ими уже несколько веков восхищаются люди всего мира. Перед вами репродукция картины «Мона Лиза». Это портрет молодой женщины, жившей почти 500 лет назад. Второе название этого портрета «Джоконда». Мы видим богатую горожанку, которая выглядит задумчиво и мечтательно. Мона Лиза изображена на фоне пейзажа. Вдали можно увидеть горы, небо, реки и деревья, слегка подёрнутые дымкой.
Вы прочитали об одном из замечательных мест Франции — Версале. Сейчас здесь музей, который ежедневно посещают тысячи туристов. Особенно красиво в Версале летом. Фигурно подстриженные кустарники, декоративные клумбы с разнообразными цветами, бьющие фонтаны никого не оставляют равнодушным. На территории этого замка снимаются исторические и приключенческие фильмы о средневековой Франции.
Учитель показывает кадры из фильма «Анжелика и король» (или французского фильма «Три мушкетера»),
— Вы можете увидеть красоту Версаля и костюмы, в которых ходили придворные во Франции несколько столетий назад.
Учитель может показать детям документальные кадры о Франции, если такие имеются или сделаны заранее.
— Важную роль в экономике страны играют авиастроение, судостроение и автомобилестроение. Всему миру известны французские реактивные пассажирские самолеты «Каравелла» и «Конкорд», автомобили «Рено», «Пежо» и «Ситроен».
Особое место занимает производство одежды и обуви. Франция уже многие десятилетия остается законодательницей моды.
Викторина
Учитель показывает кадры из мультфильмов «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах» (или зачитывает отрывки из этих произведений).
— Назовите произведения и их автора. Эти произведения написал великий сказочник Шарль Перро, который жил в XVII — начале XVIII века. Его сказки переведены на все языки мира. Дети всех стран знают и любят Кота в сапогах, Золушку и Красную Шапочку.
4. Работа по теме урока (продолжение)
— Следующая остановка нашего маршрута — в Великобритании. Рассмотрите на карте её расположение. Что вы можете сказать?
Великобритания — островное государство Западной Европы. Наиболее крупные из этих островов — Великобритания и Ирландия. Самый большой — Великобритания — дал имя всей стране.
Назовите соседей Великобритании.
Страна граничит по суше только с Ирландией. Остальные границы — морские.
В состав королевства входят Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Большинство населения (80 %) составляют англичане.
Рассмотрите фотографии в учебнике на страницах 138-139 и вспомните, что мы уже знаем о Великобритании. 0 каких достопримечательностях мы говорили во 2-м классе?
То, что страна находится на островах, обособленно от всей Европы, наложило отпечаток на привычки, нравы и обычаи англичан. Так, например, в Британии до сих пор принято левостороннее движение на улицах. (Учитель объясняет термин.) У них своя система мер, от которой они не собираются отказываться. Расстояние британцы измеряют в милях и ярдах, рост — в футах и дюймах, вес — в стоунах.
Учитель записывает на доске данные.
1 миля = 1,6 км 1 дюйм. = 25, 4 мм
1 стоун = 6,35 кг 1 ярд = 0,91 м
1 фут = 30, 479 см 1 пинта = 0,57 л
— Великобритания является конституционной монархией. В этой стране монарх царствует, но не правит страной. Вся власть принадлежит парламенту.
Что вы узнали о Великобритании из учебника?
Выступают ученики, работавшие с текстами об этой стране.
— Прочитайте текст о Великобритании на страницах 140-141.
На какой реке стоит столица Британии? Какие достопримечательности можно увидеть в центре города?
Замок Тауэр — средневековая крепость, охранявшая королевский дворец. Этот замок служил тюрьмой для политических преступников. Рядом с Ауэром находится разводной мост. Они вместе смотрятся как законченный ансамбль, хотя и возводились в разные эпохи.
— В Лондоне около 80 театров, более 30 музеев и галерей. Лондонский метрополитен — старейший в Европе. Он начал свою работу в 1863 году, в Лондоне много парков, садов и открытых зелёных пространств.
В верховье Темзы находится Оксфорд — старинный центр просвещения и один из красивейших городов Англии. Здесь расположен знаменитый Оксфордский университет.
Университет был основан в 1167 году. Он объединяет 39 самостоятельных колледжей, которые размещаются в средневековых постройках. В каждом колледже имеется своя библиотека, часовня и трапезная. В стенах этого учебного заведения получили образование многие известные люди Англии.
5. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» и выполняют задания № 2, 5, 6 и 8 в рабочей тетради на с. 69, 71-72.
— Какие источники информации помогли нам познакомиться с этими странами? Откуда ещё можно получить информацию?
Дома дети выполняют задания на с. 141 учебника и № 9-11 на с. 72-73 в рабочей тетради.