Разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: Природные богатства и труд людей — основа экономики
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, что составляет основу экономики. Научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике.
Учебные материалы: рисунок мельницы; карточки с терминами.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Отгадайте кроссворд.
По горизонтали:
2. Правила, законы ведения хозяйства. (Экономика)
3. Отрасль хозяйства, которая возводит дома, мосты. (Строительство)
6. Предмет, с помощью которого человек удовлетворяет свои потребности. (Товар)
7. Работа, которую человек выполняет, чтобы удовлетворить потребности других людей. (Услуга)
По вертикали:
1. Всё, что требуется людям для жизни. (Потребность)
4. Отрасль хозяйства, осуществляющая перевозки. (Транспорт)
5. Отрасль хозяйства, помогающая людям приобрести различные предметы. (Торговля)
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Для чего нужна экономика».
2. Мотивация учебной деятельности
— Мы с вами выяснили, что основные наши потребности удовлетворяет экономика. Можете ли вы сказать, без чего невозможно произвести те или иные товары или услуги? На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока.
3. Работа по теме урока
Класс делится на группы. Дети знакомятся с текстом учебника и с его помощью (с. 42-44) раскрывают значение природных богатств. Затем идёт обмен мнениями.
По ходу работы на доске записываются составные части, входящие в понятие «природные богатства».
1. Воздух
— Как люди используют ветер? Раньше строили ветряные мельницы.
Учитель показывает рисунок мельницы.
— На возвышенном месте строили деревянное здание с крыльями. Под действием ветра крылья вращались и приводили в движение большое бревно, которое входило внутрь мельницы. На этом бревне было зубчатое колесо. Зубья цеплялись за второе колесо, которое, в свою очередь, крутило жернов — большой круглый камень. Таких камней в мельнице было два. Один неподвижный, а второй вертелся. Жернова растирали зерно, которое насыпали между ними, и получалась мука. И всю эту работу выполнял ветер.
Рассмотрите фотографию ветряной установки в учебнике на странице 42. Это ветряк — ветряная электростанция. Лопасти у неё не деревянные, как у мельницы, а стальные. И размером ветряк больше. Но стоит он также на пригорке, машет крыльями и даёт всей округе свет.
Как же он работает? Ведь сегодня ветер есть, а завтра его нет. Сегодня он очень сильный, а завтра будет дуть слабо-слабо. Получается, что ветряк то даёт электричество, а то — нет. Но электричество не гаснет даже во время затишья. Что придумал запасливый человек? Когда крылья ветряка крутятся очень быстро, то электричества вырабатывается очень много, больше, чем нужно. Но эти излишки не пропадают, их копят в специальных кладовых электричества — в аккумуляторах. Стихнет ветер — припасённое электричество из аккумулятора побежит по проводам. Снова подует ветер — запас в аккумуляторах пополнится. И так без конца.
Ветряные электростанции экономят нефть, уголь, газ, которых в недрах земли становится всё меньше и меньше.
2. Полезные ископаемые
Мы с вами заговорили о полезных ископаемых, без которых наша промышленность не смогла бы работать. Что означает выражение «полезные ископаемые»? (Ископаемые, потому что человек их добывает, часто откапывает. Полезные, так как приносят человеку пользу.)
Какие полезные ископаемые вы знаете? (Нефть, газ, уголь, торф, соль, гранит, мрамор, железные руды.)
Может ли земля давать полезные ископаемые бесконечно? Как надо использовать эти природные богатства?
За исключением небольшого числа благ — воздуха, дождя, солнечного тепла — всё остальное имеется в природе в ограниченном количестве. Например, учёные установили, что в недрах земли находится около 120 миллиардов тонн нефти. Колоссальная цифра сама по себе. Но надо помнить, что люди всех стран, на территории которых есть это полезное ископаемое, добывают её. Когда-нибудь должен наступить день, когда нефть кончится. Задача человека — сохранять и бережней использовать то, что он имеет.
3. Вода
Представьте, что в ваш дом перестали подводить воду. Что изменится вашей жизни? (За водой надо куда-то ходить. Мыться нужно ходить в баню. Питьевую воду нужно покупать.)
— А теперь представьте, что вода исчезла вообще. Без воды человек умрёт через несколько дней. Что уж тут говорить об экономике! В каких отраслях экономики нужна вода?
После обсуждений делается вывод, что вода необходима всем отраслям экономики.
4. Земля
— Почему после слова «земля» в статье учебника в скобках стоит слово «почва»? Для производства продуктов, выращивания растений необходима не любая земля, а именно почва. Можно ли выращивать овощи и фрукты в пустыне? Почему?
5. Растения. Животные
— К природным богатствам относятся растения и животные. К сожалению, их тоже становится всё меньше и меньше. Если познакомиться с историей развития стран мира, то можно увидеть, что почти в 2 раза сократились леса, которые росли на территориях разных стран. Для чего человек использует древесину? (Мебель, стройматериалы, бумага.)
Для того чтобы спилить дерево, требуется несколько минут. Чтобы выросло новое дерево, требуется несколько десятилетий. Что может сделать человек для того, чтобы сохранить как можно большее количество лесов?
Говоря о природных богатствах, мы постоянно повторяем одно и то же: надо бережно относиться к природе. Если этого не помнить, не соблюдать, то вполне возможно, что уже вашим детям не хватит продуктов питания, чистой воды и свежего воздуха.
Прочитайте, что входит в понятие «природные богатства»?
Дети читают запись на доске.
— Воздух
— Полезные ископаемые
— Вода
— Земля
— Растения
— Животные
Природные богатства и труд людей — основа экономики
Для того чтобы что-то создать, необходим человек, вернее, его труд.
Обсудите в группах:
— для чего нужен труд людей;
какие профессии необходимы в экономике;
— от чего зависит труд людей.
Дети обсуждают, затем представители от групп выступают с ответами.
— Труд можно разделить на две группы: умственный и физический. Сказать о том, какой из них тяжелее или важнее — нельзя. Каждый вид труда особенный и необходимый по-своему.
Представьте себе, что строители решили возвести дом. Промышленники добыли необходимые полезные ископаемые, переработали их в стройматериалы, транспортники привезли их на стройку. А как строить, если нет чертежей, расчётов? Как правильно рассчитать: сколько нужно цемента, кирпичей, плит? Как класть перекрытия, чтобы дом не рухнул даже при небольшом толчке землетрясения? Здесь требуется работа архитекторов, инженеров. Получается, что умственная и физическая деятельность людей постоянно пересекаются.
Прежде чем кто-то из специалистов начал работать, его обучали в техникуме и институте. Делали это люди умственного труда — преподаватели. А чтобы вы могли учиться в чистом, аккуратном помещении, его надо привести в порядок, убрать. Это делает уборщица. Её физический труд тоже необходимо ценить.
Вспомните урок во втором классе «Из чего что сделано?». Расскажите о том, как делают тетради и книги.
Как между собой связаны труд шахтёра, сталевара и парикмахера? (Шахтёр добыл железную руду. Сталевар сварил её для того, чтобы потом из стали сделать ножницы. Парикмахер оказывает услуги людям с помощью этих ножниц.)
От чего зависит успех труда людей? Кто будет более успешен: человек с образованием или без образования? Здоровый или больной человек? Какой вывод можно сделать?
4. Рефлексия учебной деятельности
— Вспомните вопрос, прозвучавший в начале урока: «Без чего невозможно произвести товары и услуги?». Можете ли вы теперь на него ответить?
Дети дают ответы.
— Какие люди в своей работе более успешны? (Более успешны те люди, которые получили хорошее образование.)
К чему вы должны стремиться? (Получать образование и сохранять здоровье.)
Дома дети выполняют задания на с. 45 учебника.