Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Растениеводство. Плешаков

Поделиться:

Разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: Растениеводство

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются. Научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану.

Учебные материалы: рисунки с изображениями культурных растений; гербарий; атлас-определитель «От земли до неба»; DVD; диск «Природоведение-2» (фильм «Лён-ленок, голубой цветок»); образцы культурных растений для практической работы.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Ученики отвечают на вопросы теста по теме «Полезные ископаемые».

— Отгадайте кроссворд.

По горизонтали:

4. Полезное ископаемое, которое добывают шахтёры. (Уголь)

7. Место, где залегают полезные ископаемые. (Месторождение)

8. Полезное ископаемое, из которого выплавляют металлы. (Руда)

9. Место добычи каменного угля. (Шахта)

10. Полезное ископаемое, которое состоит из кварца, слюды и полевого шпата (Гранит)

По вертикали:

1. Профессия человека, отыскивающего места расположения полезных ископаемых. (Геолог)

2. Открытое место добычи полезных ископаемых. (Карьер)

3. Полезное ископаемое, состоящее из раковин умерших морских животных. (Известняк)

5. Материал, из которого делают посуду. (Глина)

6. Горючее полезное ископаемое, которое перерабатывают в бензин. (Нефть)

10. Полезное ископаемое, с помощью которого отапливают помещения и готовят. (Газ)

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Растениеводство. Плешаков

2. Мотивация учебной деятельности

— Назовите отрасли экономики, которые вы знаете.

Сельское хозяйство включает в себя несколько больших составляющих частей.

Одной из таких составляющих (отраслей) сельского хозяйства является растениеводство.

Об этой отрасли мы будем говорить сегодня на уроке.

3. Работа по теме урока

— Для чего люди выращивают растения?

На какие группы можно разделить все растения, необходимы человеку?

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми новыми культурными растениями и повторим то, что знаем об уже известных нам растениях.

Учитель чертит таблицу, которая заполняется в ходе урока.

Название группы растений

Названия растений

 

 

 

 

 

 

— Прочитайте в учебнике параграф «Растениеводство». Найдите выделенные жирным шрифтом названия групп растений. Занесём их в таблицу.

О каких группах растений шла речь во 2-м классе? Вспомните, что вы о них знаете.

Дети рассказывают.

— Вами не были названы только кормовые культуры. О них мы не говорили на уроках во 2-м классе. Что это за культуры? Само название подсказывает нам ответ.

Правильно, ими кормят. Только кого? Человек должен заботиться не только о себе, но и о тех животных, которых выращивает. Летом многие животные могут найти корм на лугах, пастбищах, в прудах. А чем их кормить зимой? Не все животные могут сами найти еду даже в тёплое время года. Поэтому человек занимает целые поля под кормовые культуры. Видели ли вы такие поля? Что на них выращивают?

Правильно, вы часто видели клевер. Обращали ли вы внимание на то, что клевер бывает разный? Познакомимся с несколькими видами клевера. Откройте ваши атласы-определители на страницах 56-57 и 48-49. Назовите виды клевера. Какой клевер считается ценным кормовым растением? (Клевер луговой.)

В народной пословице говорится «Молоко у коровы на языке». Что это значит?

Не будет у коровы хорошего питания, значит, не будет у человека молочных продуктов. Главным кормом для коровы являются травы. Пройдитесь по лугам и посмотрите, какие растения на них растут.

Учитель показывает детям гербарии и рисунки с изображениями травянистых растений.

— В долинах рек расположены заливные луга, на которых растут мятлик луговой и обыкновенный, тимофеевка, лисохвост, мышиный горошек, ежа сборная, чина и многое другое. Все эти травы любят большое количество влаги. При скашивании этих многолетних трав получают сено, которое является хорошим кормом для домашних животных. В нём содержится большое количество белков, витаминов и минеральных солей. Также эти травы улучшают почву, обогащают её.

Выращивание кормовых трав — специализированное направление современного сельского хозяйства. Но кроме кормовых трав выращивают кормовые корнеплоды. Что значит корнеплод? Для корма животных выращивают кормовую свёклу, брюкву, репу, турнепс, морковь.

Практическая работа

Учитель предлагает детям образцы культурных растений.

— Сравните эти растения. Вам надо составить описание каждого растения по плану, предложенному вам в учебнике на с. 51.

Дети работают парами. Выслушиваются рассказы всех пар.

Результаты заносят в рабочую тетрадь (с. 29, № 2). Дети выполняют там же № 4 на с. 31.

4. Работа по теме урока (продолжение)

— Какие зерновые растения были предложены вам для работы? Какие ещё зерновые вам известны?

Пшеница, рожь, ячмень, рис, кукуруза, овёс, просо — основные зерновые культуры, которые кормят людей всего мира. Это однолетние растения.

Известно около 4000 сортов пшеницы. Это растение используют в виде муки, цельного зерна и манной крупы.

Рожь — самая морозоустойчивая культура из всех злаковых. Известно около 40 видов культурной ржи. Рожь используется для изготовления хлеба, спирта, крахмала, корма животным.

Ячмень идёт на приготовление пива, используется как кормовая культура, из него делают перловую крупу. В некоторых странах из него делают хлеб.

Овёс — кормовое растение. В пищу употребляется в виде овсяной крупы, которая очень полезна для желудка.

Кукуруза идёт на приготовления крахмала, растительного масла, глюкозы, мучных изделий, её консервируют.

Просо — ценная крупяная культура. Пшено занимает первое место по содержанию белка среди других круп. Это ценный корм для птиц, а солома и отходы обмолота, как и зелёная масса, — хороший корм для рогатого скота.

Прочитайте часть статьи, посвящённую зерновым культурам, на странице 52 в учебнике.

Что вы вспомнили, прочитав этот текст? (Зерновые культуры бывают озимые и яровые.)

Какие растения мы относим к прядильным культурам? Запишем их названия в таблицу.

Как из обычного растения получается ткань? Посмотрите фильм «Лён- ленок, голубой цветок».

Расскажите об этапах, которые проходит растение на пути от поля до магазина готовых вещей.

Люди каких профессий обслуживают отрасль растениеводство? Прочитайте об этом на странице 57 учебника.

5. Рефлексия учебной деятельности

— Давайте посмотрим на таблицу, которая получилась к концу урока. О каких культурах мы с вами уже знали? О каких узнали что-то новое? С какими растениями познакомились?

На доске.

Название группы растений

Названия растений

Кормовые культуры

Клевер, люцерна, мятлик луговой, мятлик обыкновенный, тимофеевка, ежа сборная, мышиный горошек, лисохвост, чина

Зерновые культуры

Пшеница, ячмень, рожь, рис, кукуруза, сорго, просо

Прядильные культуры.

Лён, хлопок.

Затем учитель на время закрывает таблицу.

— Давайте проверим, как вы запомнили материал урока. У вас в рабочих тетрадях аналогичная таблица (с. 30, № 3). Впишите в неё названия растений данных трёх групп.

Дети работают самостоятельно, а потом проверяют свою работу, сверяя со вновь открытой таблицей, составленной учителем на уроке.

Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 53-54 в учебнике.

— Обобщите всё, что вы узнали на уроке. Сравните свои выводы и выводы Мудрой Черепахи.

Дома дети выполняют задания на с. 54 учебника и № 5, 6 на с. 31 в рабочей тетради.