Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие животных. Плешаков

Поделиться:

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Размножение и развитие животных.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, как размножаются и развиваются разные животные. Научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей.

Учебные материалы: DVD, диск «Природоведение 1» (фильм «Кто как в лесу живёт?»); интерактивная доска; презентация с изображениями гнёзд разных птиц; мультфильм «Рикки-Тикки-Тави»; книги «Зелёные страницы» (А.А. Плешаков), «Покажи мне их!» (Н. Сладков. — М.: РОСМЭН, 1994).

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Отгадайте загадку.

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

— О чём идёт речь? Правильно, о жёлуде.

У какого дерева появляются эти плоды? Постройте прямые цепи питания, одним из звеньев которых будет жёлудь.

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Кто что ест».

2. Мотивация учебной деятельности

— Вспомните, в какой последовательности мы вели разговор о растениях.

Сначала мы узнали о том, чем растения питаются, затем познакомились с группами растений, потом узнали об их размножении и развитии и закончили знакомство разговором об охране растений.

Теперь посмотрим, как строилось знакомство с животными. Мы познакомились с группами животных, узнали о том, что и как они едят. Каким должен быть следующий шаг в знакомстве с животными?

Сегодня мы будем говорить о размножении и развитии животных разных групп.

3. Работа по теме урока

— Вспомните группы животных, с которыми вы познакомились на уроках.

Занесём названия этих групп в таблицу, которую будем заполнять по ходу урока.

Учитель открывает на доске заготовленную сетку таблицы и заносит в неё названия групп животных.

На доске:

Название группы

Стадии развития

Взрослое животное

Насекомые

 

 

Рыбы

 

 

Земноводные

 

 

Пресмыкающиеся

 

 

Птицы

 

 

Млекопитающие

 

 

Самостоятельная работа

— Первая группа животных, о развитии и размножении которых пойдёт речь, — насекомые. Сейчас вы прочитаете тексты, а потом мы послушаем, что вы узнали о размножении насекомых.

Класс делится на три варианта. Дети работают с книгой «Зелёные страницы». Ученики первого варианта читают текст «Майский жук и его родня» на с. 105-106, второго варианта — текст «Он переодевается» на с. 120-121, третьего варианта — текст «Три жизни божьей коровки» на с. 127-129.

— Расскажите о стадиях развития майского жука, колорадского жука, божьей коровки. Что общего в развитии и размножении этих насекомых?

Откройте учебник на странице 100. Рассмотрите рисунок, на котором нарисованы стадии развития бабочки. Какой вывод вы можете сделать?

Насекомые проходят четыре стадии развития: яички, гусеницы, куколки, взрослые насекомые. Занесём это в таблицу.

Но есть исключения из правил. Таким исключением в группе насекомых является кузнечик. Прочитайте о его развитии в учебнике.

Какая стадия развития отсутствует у кузнечика? (Куколка.)

Благодаря книге «Зелёные страницы» мы узнаем о развитии земноводных. Для этого прочитайте рассказ «Похожие, но разные».

Дети читают часть текста на с. 161 и три абзаца на с. 162.

— Какие стадии развития проходят земноводные? (Икра — головастик — лягушка.)

Запишем это в нашу таблицу.

Дети выполняют часть заданий из № 2 рабочей тетради на с. 48-49.

4. Работа по теме урока (продолжение)

— Третья группа животных — рыбы. Вспомните, на уроке, посвящённом животноводству, мы говорили о прудовом разведении карпа. Как люди разводят рыб? Какие стадии развития рыбы они отслеживают и учитывают?

Познакомимся с размножением и развитием этой группы животных.

Подготовленный ученик делает мини-доклад.

— Рыбы мечут икру, из которой появляются мальки. Рыбы мечут огромное количество икринок. Например, лещ мечет до 400 000 икринок, щука — около миллионам огромная рыба-луна мечет до 300 миллионов икринок.

Большинство рыб не заботится об икре. Икринки сами созревают на водорослях, корягах, камнях. Некоторые рыбы строят для икринок гнёзда. Лосось хвостом выметает ямку на дне, в неё откладывает икру и сторожит её. Колюшка строит для икры подводный шалашик. Морской конёк и морская игла носят свою икру всегда с собой, в особой сумке на животе. А рыбки апогоны и тилапии прячут икру … во рту! И пока из икры не выклюнутся рыбята, они ничего не едят, чтобы не проглотить икринки. Чем меньше икринок у рыбы, тем больше она о них заботится.

Но есть среди рыб живородящие рыбы: акулы, скаты. Они вынашивают икринки внутри тела и мечут сразу живых рыбят.

Какие стадии развития у рыб? Что мы запишем в таблицу? (Икра — малёк — взрослая рыба.)

Какая группа животных дана в таблице дальше? Как развиваются пресмыкающиеся?

Учитель показывает фрагмент из мультфильма «Рикки-Тикки-Тави», в котором показана кладка яиц кобры.

— Что вы увидели в мультфильме?

Подготовленный ученик делает мини-доклад.

Ученик. Все рептилии несут яйца. Больше всех откладывает яиц морская черепаха — до 400. Яйца у рептилий белые; у змей и ящериц — с кожистой оболочкой, у крокодилов и черепах — с известковой. Все рептилии прячут яйца. Черепахи закапывают яйца в песок, крокодилы, змеи и ящерицы — в землю, кучи лесного мусора, в опавшие листья. Они делают это для того, чтобы солнце лучше согревало яйца, так как сами не высиживают их.

Не все бросают кладку яиц. Так, например, королевская кобра строит для яиц гнездо и сторожит его. Сторожат гнезда с яйцами и аллигаторы. Тигровый питон свивает гнездо для яиц из собственного тела. Он обвивает кладку яиц кольцами и «вылёживает» их два месяца. Это время животное не ест и не пьёт. Из яиц рептилий появляются малыши, которые отличаются от взрослых животных только длиной.

— Есть среди рептилий живородящие. Они несут не яйца, а живых детёнышей. К таким рептилиям относится гадюка.

Что вы узнали о размножении и развитии пресмыкающихся? Какие стадии развития мы запишем в таблицу? (Яйца — детёныши — взрослые животные.)

Какие группы животных остались в нашей таблице? Посмотрите фильм «Кто как в лесу живет?». В нём вы увидите, как появляются детёныши у этих животных.

Фильм рассчитан на 18 минут. В нём показано появление детёнышей у шмеля, дрозда, белки, зайца, енотовидной собаки, утки-кряквы, волка, лани.

— Чем отличается размножение шмелей от пчёл? Чем отличаются детёныши белки от зайчат? Как заботится о бельчатах белка? Почему зайчата в первые дни после рождения не заметны для хищников? Как утята защищены от врагов? Как воспитывают волчат? Оленят?

Если у педагога нет видеофильма, то урок продолжается дальше в виде рассказа учителя и докладов учащихся.

— Вы хорошо знаете, как появляется потомство у птиц. Как они размножаются? Что мы смело можем вписать в таблицу? (Яйца — птенцы — взрослые птицы.)

Птицы откладывают разное количество яиц, чаще всего их 4-6 штук. Они бывают разного размера, разной окраски. Чаще всего яйца насиживает самочка. Но есть немало птиц, где потомство насиживает самец.

Интересны гнёзда, которые птицы готовят для будущего потомства. Птицы являются искусными мастерами. Послушайте, как об этом птичьем умении рассказал Виталий Бианки в произведении «Мастера без топора». 0 каких гнёздах идёт речь?

Учитель читает детям рассказ.

Мастера без топора

Загадали мне загадку: «Без рук, без топорёнка построена избёнка». Что это?

Оказывается — птичье гнездо.

Поглядел я — верно! Вот сорочье гнездо: как из брёвен, все из сучьев сложено; пол глиной вымазан, соломкой устлан; посередине вход; крыша из веток. Чем не избёнка? А топора Сорока никогда в лапках не держала.

Крепко тут пожалел я птицу: трудно, ох как трудно, поди, им, горемычным, свои жилища без рук, без топорёнка строить! Стал я думать: как тут быть, как их горю пособить?

Рук им не приделаешь.

А вот топор… Топорёнок для них достать можно.

Достал я топорёнок, побежал в сад.

Глядь — Козодой-Полуночник на земле между кочек сидит. Я к нему.

— Козодой, Козодой, трудно тебе гнёзда вить без рук, без топоренка?

— А я не вью гнёзда! — говорит Козодой. — Глянь, где яйца высиживаю.

Вспорхнул Козодой, а под ним ямка между кочек. А в ямке два красивых мраморных яичка лежат.

«Ну, — думаю про себя, — этому ни рук, ни топорёнка не надо. Сумел и без них устроиться».

Побежал дальше.

Выбежал на речку. Глядь, там по веткам, по кусточкам Ремез-Синичка скачет, тоненьким своим носиком с ивы пух собирает.

— На что тебе пух, Ремез? — спрашиваю.

— Гнездо из него делаю, — говорит. — Гнездо у меня пуховое, мягкое, что твоя варежка.

«Ну, думаю про себя, — этому топорёнок тоже ни к чему — пух собирать…»

Побежал дальше.

Прибежал к дому. Глядь, под коньком Ласточка-Касаточка хлопочет — гнёздышко лепит. Носиком глинку приминает, носиком её на речке колупает, носиком носит.

«Ну, думаю, — и тут мой топорёнок ни при чём. И показывать его не стоит».

Побежал дальше.

Прибежал в рощу. Глядь, там на ёлке Певчего Дрозда гнездо. Загляденье, что за гнёздышко! Снаружи все зелёным мхом украшено, внутри, как чашечка, гладкое.

— Ты как такое себе гнёздышко смастерил? — спрашиваю. — Чем его внутри так хорошо отделал?

— Лапками да носом мастерил, — отвечает Певчий Дрозд. — Внутри всё цементом обмазал — из древесной трухи со слюной со своей.

«Ну, — думаю, — опять я не туда попал. Надо таких искать птиц, что плотничают».

И слышу: «Тук-тук-тук-тук! Тук-тук-тук-тук!» — из лесу.

Я туда. А там Дятел.

Сидит на берёзе и плотничает, дупло себе делает — детей выводит.

Я к нему:

— Дятел, Дятел, стой носом тукать! Давно, поди, голова разболелась. Гляди, какой я тебе инструмент принес, настоящий топорёнок!

Поглядел Дятел на топорёнок и говорит:

— Спасибо, только мне твой инструмент ни к чему. Мне и так плотничать ладно: лапками держусь, на хвост обопрусь, пополам согнусь, головой размахнусь, носом ка-ак стукну! Только щепки летят да труха!

Смутил меня дятел; птицы-то, видно, все мастера без топора…

— Как отличаются друг от друга птичьи гнёзда?

У иволги гнездо похоже на гамачок, люльку, подвешенную на ветке. Ласточки-береговушки роют норы. Гнездо чомги плавучее. Птица на нём, как на лодке, плавает по озеру. Пингвины держат яйца на перепончатых лапках и передвигаются с ними. Вот такое ходячее гнездо. Прочитайте книгу Николая Сладкова «Покажите мне их!», и вы узнаете много нового и интересного о животных.

Последняя группа в нашей таблице — звери. Прочитайте о них статью в учебнике на страницах 103-104.

Как развиваются звери? Что мы занесём в таблицу? {Детёныши — взрослые животные.)

Если учителю позволяет время, то можно прочитать рассказ «Шестое чудо — бобрята» из книги «Зелёные страницы».

— В ходе урока вы поняли, что в каждом правиле бывают исключения. Среди зверей также есть исключения. Что бы вы ответили, если бы вам загадали такую загадку: «Не птица, а с клювом, несёт яйца, а детей выкармливает молоком».

Такое животное есть. Это утконос. Он, как и птица, откладывает яйца, а не рождает живых детёнышей.

В Австралии живёт ещё одно такое животное-исключение. Это ехидна. Она откладывает яйца в специальную сумку у себя на животе. В этой сумке — глубокой кожистой складке — она первое время носит и детёныша, когда он появляется из яйца.

Детёнышей утконос и ехидна выкармливают молоком.

Назовите ещё раз группы животных, о которых шла речь на уроке. Как °ни размножаются?

Дети заполняют таблицу 8 рабочей тетради (с. 48, № 1) и моделируют цепи питания (с. 48-49, № 2).

Ученики самостоятельно выполняют задание №3 на с. 49, затем осуществляют взаимопроверку.

5. Рефлексия учебной деятельности

— Рассмотрите рисунок на странице 101 учебника. Какую подпись вы бы могли сделать к этому рисунку? Назовите животных, которые здесь изображены. Как они развиваются? Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 104.

Так выглядит таблица, которую заполняли дети, в конце урока.

Название группы

Стадии развития

Взрослое животное

Насекомые

яички — личинки (гусеницы) — куколки

бабочка, жук и др.

Рыбы

икра — малёк

рыба

Земноводные

икра — головастик

лягушка, жаба

Пресмыкающиеся

яйца — детёныши

ящерица, крокодил, черепаха, змея

Птицы

яйца — птенцы

птица

Млекопитающие

детёныш

зверь

Дома дети выполняют задания на с. 105 учебника и № 4, 5 на с. 50 рабочей тетради.