Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений

Поделиться:

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Размножение и развитие растений.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, как из семян развиваются растения. Научатся выводить гипотезы и доказывать их, моделировать процесс развития растения.

Учебные материалы: DVD, диск «Мы знакомимся с природой» (фильм «Развитие растения из семени»); пророщенные семена фасоли; коллекция «Плоды и семена»; схемы «Дыхание растений», «Питание растений»; динамическое пособие «Развитие растения из семени».

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Закончите предложения, написанные на доске.

• Под действием солнечного света в листьях растений вырабатывается …

• Процесс преобразования солнечной энергии называется…

• Зелёное вещество в листьях растений называется…

• Растение дышит…

• Вода в листьях поступает из…

Ученики у доски с помощью моделей составляют схемы «Дыхание растений», «Питание растений» и рассказывают об этих процессах.

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Солнце, растения и мы с вами».

2. Мотивация учебной деятельности

— На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются.

Но мы говорили, что живые существа ещё должны расти и размножаться. Именно этим процессам в жизни растений будет посвящён сегодняшний урок.

3. Работа по теме урока

— Вспомните части растений. Для этого разгадайте кроссворд.

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Размножение и развитие растений

По горизонтали:

2. Что образуется на месте цветка у растений? (Плод)

3. Какую часть растения люди едят у петрушки, укропа, капусты? (Лист)

5. Красивая часть растения, находящаяся на стебле. (Цветок)

6. Наземная часть растений, от которой растут листья, цветы. (Стебель)

По вертикали:

1. Часть растения, закрепляющая его в земле. (Корень)

4. Часть растения, находящаяся в плодах. (Семена)

Какую часть растения можно увидеть весной и летом? (Цветок.)

Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают? Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать. Прочитайте об опыте учёных, который они провели весной с грушей.

Дети читают текст учебника на с. 78.

— Что выяснили учёные? Почему на закрытой ветке груши не появились плоды? Что такое опыление?

Дети читают текст на с. 78.

— Как насекомые помогают растениям размножаться? Как называют таких насекомых? Что образуется у растения на месте цветка? Что находится внутри плодов?

Дети выполняют задания № 1, 2 на с. 34-35 в рабочей тетради.

Практическая работа

Работа в группах

— Сейчас мы с вами будем работать с плодами и семенами.

Класс делится на группы. Каждая группа получает коллекцию семян, пакеты с пророщенными семенами фасоли.

— Найдите семена гороха. Рассмотрите их. Опишите их по плану, записанному на доске.

            План

         1. Форма

         2. Размер

         3. Поверхность           

         4. Цвет

— Найдите семена фасоли. Опишите их по тому же плану. Сравните семена гороха и фасоли.

Что образуется из семян? (Растения.)

Вспомните сказку Андерсена, в которой рассказывалось о растении, семена которого сейчас находятся перед вами. («Пятеро из одного стручка».)

В первом классе мы с вами говорили о том, как растёт и развивается растение. Вспомните этапы развития растения из семени. Поможет вам в этом фильм «Развитие растения из семени».

Учитель показывает фильм.

— Почему у растения сначала появляется корешок? В какую почву надо сажать растения? Почему стебелёк тянется вверх? Почему погиб проросток подсолнуха, который мальчик посадил в стакан с водой?

Вы вспомнили порядок развития растения из семени. Теперь возьмите и откройте конверты, которые лежат в каждой группе. Что в них находится? (Пророщенные семена фасоли.)

Одинаковые ли они? Готовясь к уроку, я закладывала семена для проращивания в разное время. Вы должны разложить их в таком порядке, как они развивались с самого начала и до конца.

Дети выполняют задание на партах. У доски один ученик работает с динамическим пособием «Развитие растения из семени». Выполненные работы сравниваются с расположением рисунков на динамическом пособии.

Результат дети заносят в рабочую тетрадь (с. 36, № 5).

Работа в парах

— Все ли семена, созревшие в растении, дают начало новому растению? Почему? Как растения «выбирают» себе новое место жительства?

Прочитайте об этом в учебнике на странице 79.

Рассмотрите плоды клёна, липы, репейника. Как они распространяются? Как они приспособились к этому?

Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в плодородную почву, в место, где много света. Существуют четыре основных способа, с помощью которых распространяются семена. Их могут разносить ветер, вода, животные (или человек); а есть растения, которые ни на кого не полагаются и сами рассеивают свои семена, «выстреливая» их во все стороны.

Какие растения могут отправлять свои семена в плавание? Это прибрежные растения, которые растут у воды. Так, например, орехи кокосовой пальмы совершают по морю очень далёкие путешествия.

Приведите примеры растений, семена которых распространяются с помощью ветра.

Некоторые семена имеют такую форму, которая позволяет ветру переносить их на большие расстояния. Например, у семян клёна и ясеня имеются крылышки, а семечко одуванчика прикреплено к маленькому пушистому парашютику. Их семена улетят далеко от растений-родителей.

Как животные «расселяют» семена?

Птицы легко находят и склёвывают ярко окрашенные ягоды. Пройдя через организм птицы, находившиеся внутри ягод семена падают на землю вместе с птичьим помётом и начинают прорастать. Если же плоды растения покрыты колючками, как, например, у репейника, то они цепляются за шерсть животных и так разносятся на большие расстояния. Орехи и жёлуди разносят белки и сойки, запасая их себе на зиму. Какая-то часть запасов не съедается и даёт жизнь новым растениям.

Дети выполняют задание № 3 на с. 35 рабочей тетради.

4. Рефлексия учебной деятельности

— Семя — это живое или неживое тело? Почему в период хранения семена не прорастают? Для чего весной в цветущие сады выносят ульи с пчёлами?

Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 81 учебника.

— Что нового вы узнали? Чему научились? Какие выводы сделала Мудрая Черепаха?

Дома дети выполняют задания на с. 81 учебника и № 4, 6, 7 в рабочей тетради.