Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Разнообразие животных». УМК А. А. Плешакова
Цель: познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировать, делать выводы.
Оборудование: карточки с заданием; распечатки таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальное задание
(Учитель раздает ученикам карточки с заданием.)
— Нарисуй при помощи условных знаков правила поведения в природе.
2. Фронтальный опрос
— Какую роль играют растения в жизни людей? (Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Только растения образуют на свету сахар, крахмал и другие вещества, которыми питаются люди и животные.)
— Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
— Назовите растения, занесенные в Красную книгу.
— О каком растении, занесенном в Красную книгу России, вы подготовили сообщение?
(Проверка задания № 7 из рабочей тетради (с. 39). Учащиеся рассказывают о растениях.)
— Что делают люди для охраны растений? (Их охраняют в заповедниках, ботанических садах.)
— Какие правила поведения в природе вы выполняете?
III. Самоопределение к деятельности
Игра «Узнай по описанию»
1. Эти животные любят вываляться в жидкой болотной грязи. Грязь высыхает и покрывает кожу твердой, но хрупкой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному…
Он очень быстро бегает и легко переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. По ночам ищет корм, а днем лежит в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы… Кожа толстая и покрыта бурой щетиной.
— Кто это? (Кабан.)
2. Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек. Они думают, что это ястреб, и на время улетают. Самка только этого и ждет. Если птицы узнают ее, то уж и достается самцу от них! Собираются они в стайки и гонят его как можно дальше. Самка же тем временем спокойно подкладывает яйцо. При этом она часто выбрасывает одно из яиц хозяев, чтобы те не заметили подмены.
— Кто это? (Кукушка.)
3. Кто-то темный с гудением пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Только листья на березах, дубах, ивах и других деревьях да кустарниках распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют.
— Кто это? (Майский жук.)
— Как в двух словах можно назвать эту группу живых существ? (Царство животных.)
— Назовите представителей этого царства.
Сегодня на уроке будем говорить о животных.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Классификация животных
— Животные… Кого вы представляете себе, когда слышите это слово? (Ответы учеников.)
Все это представители замечательного царства животных. Наука о животных называется зоологией. Это еще один раздел биологии.
— Прочитайте названия животных.
(Слова записаны на доске.)
Волк, уж, глухарь, лось, белка, лягушка, налим.
— Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные.)
— Прочитайте названия животных.
(Слова записаны на доске.)
Корова, петух, свинья, кот.
— Как можно назвать животных этой группы? (Домашние животные.)
Это классификация животных по месту обитания.
— Что значит «классифицировать животных»? (Разделить на группы по определенным признакам.)
— Прочитайте внимательно еще раз названия животных. Можно ли среди них выделить группы с похожими признаками? (Да. Звери, птицы, рыбы.)
— Чем похожи звери? (Тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком.)
— Чем похожи птицы? (Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц.)
— А к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду? (Ответы учеников.)
Ученые-зоологи делят царство животных на большее число групп.
2. Практическая работа
— Прочитайте в учебнике текст на с. 88—90. Заполним таблицу. (Учитель раздает детям распечатки, по ходу чтения текста учащиеся заполняют таблицу.)
Группа животных | Признаки |
Беспозвоночные | |
Черви: дождевой червь, пиявки |
|
Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы | Мягкое тело обычно защищено раковиной |
Иглокожие: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы | Имеются иглы |
Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы |
|
Паукообразные: скорпионы, пауки, клещи, сенокосцы | Имеют 8 ног |
Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, мухи | Имеют 6 ног |
Позвоночные | |
Рыбы | Живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами |
Земноводные: лягушки, жабы, тритоны | Кожа голая, нежная. Часть жизни живут на суше, часть — в воде |
Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы | Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем |
Птицы | Тело покрыто перьями |
Звери, или млекопитающие | Тело покрыто шерстью. Детенышей кормят молоком |
— Расскажите о разнообразии животных.
3. Работа по учебнику
Виды животных
— Прочитайте в учебнике текст на с. 91.
— Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида.
V. Физкультминутка
Еж спешил к себе домой,
Нес запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился —
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 40).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на с. 40—41.
— Пронумеруйте рисунки.
№2 (с. 41).
— Прочитайте задание.
— Кто лишний в первом ряду животных? Почему? (Осьминог, это моллюск.)
— Подчеркните слово осьминог.
— Прочитайте названия животных во втором ряду. А здесь кто лишний? Почему? (Паук, группа паукообразных.)
— Подчеркните слово паук.
— Найдите лишнее в каждом ряду. Подчеркните. (Задание в — лягушка, группа земноводных; задание г — пиявка, группа червей.)
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№ 3 (с. 42).
— Прочитайте задание. Найдите рисунок в учебнике на с. 92.
— Запишите, сколько птиц каждого вида изображено на рисунке.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№4 (с. 42).
— Прочитайте задание. Запишите по три названия животных различных видов.
(После выполнения задания проводится проверка.)
№5 (с. 42).
— Прочитайте задание. Найдите приложение к нему. Вырежьте и наклейте рисунки.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
Работа в группах
— Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ребятам других групп. Оцените их ответы.
(Дети могут предложить разделить животных на группы: по размеру (маленькие и большие), по цвету (серые, рыжие и т. д.), по среде обитания (лесные, луговые, речные и т. д.).)
— Определите с помощью атласа-определителя животных, изображенных на рисунках учебника (с. 87-91).
Итак, ученые делят царство животных на большое число групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. В каждой из этих групп множество видов.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие группы животных вы узнали на уроке?
— Назовите животное и группу, представителем которой является это животное.
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 87—92, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 92.
2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 43).
3. Индивидуальное задание: подготовить устное сообщение о питании животных.