Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Разнообразие растений». УМК А. А. Плешакова
Цель: познакомить с основной классификацией растений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: карточки с заданиями; распечатки таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)
1) Вставь пропущенные слова.
(Горы)… разрушаются. Из… (камней),… (песка),… (глины),… (растений), … (живых организмов) образуется слой, который называется почвой.
2) Выбери правильные утверждения.
1. Почва образуется от разрушения земли.
2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.
3. Почва — это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.
4. Почва — это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.
5. Образуется почва очень медленно.
6. Образуется почва очень быстро.
(Ответ: 1, 3, 5.)
— Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? (Плодородие — это свойство почвы, способность давать высокий урожай. Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения.)
— Какая связь существует между горными породами, животными, почвой? (Почва образуется из горных пород, в состав которых входят песок, глина. Растения, животные — перегной.)
2. Фронтальный опрос
— Что такое почва?
— Из чего состоит почва?
— Как образуется почва? (За счет разрушения горных пород.)
— Какие живые существа обитают в почве?
— Как они влияют на ее плодородие?
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки.
Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, другое — от тьмы свет, третье — дряхлых пеленание, а четвертое — людям колодец. (Дерево — береза; четыре угодья: банный веник, лучина, связывание берестой битых горшков, березовый сок.)
Красно, а не кумач;
Кругло, а не мяч;
Кисло, а не квас;
С болот, а не бекас. (Клюква.)
Цветок — как бубенчик,
Беленький венчик…
Цветет он не пышно,
Звенит ли — не слышно. (Подснежник.)
— Что общего между отгадками? (Относятся к царству растении.)
— Назовите еще представителей царства растений.
Сегодня на уроке мы научимся классифицировать растения.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Разнообразие растений
Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!
— Рассмотрите схему на доске.
— На какие три группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы.)
— Дополните схему. Напишите названия растений в каждой группе.
— Из каких частей состоят все растения? (Из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами.)
— Отгадайте загадки.
• Орган находится в почве, растет вниз. (Корень.)
• Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья.)
• Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок.)
• Орган образуется из цветка, в нем развиваются семена. (Плод.)
• Орган растет вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. (Стебель.)
• Органы находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена.)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на с. 69. Сравните растения, то есть найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки — видоизмененные листья, у других листья. Одни растения живут в воде, другие на суше. И т. д.)
— Прочитайте текст на с. 70.
— На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)
— Как называется наука о растениях? (Ботаника.)
— Где растут водоросли? (В воде.)
— Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)
— Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)
— Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и т. д.)
— Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 29).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Найдите их отличительные признаки, пронумеруйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Расскажите о разнообразии растений.
№2 (с. 29).
— Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте ответ. (В первом ряду лишнее — морская капуста. Она относится к водорослям, остальные — цветковые. Во втором ряду лишнее — липа. Она относится к цветковым растениям, остальные — к хвойным.)
(Учитель может предложить детям усложненное задание — по аналогии -составить свое задание и предложить выполнить его другим ученикам.)
4. Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст на с. 72.
— К какой группе относятся растения, изображенные на иллюстрации? (Кгруппе цветковых.)
— Сколько видов растений на иллюстрации? (Три: одуванчик, подорожник, клевер.)
— Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение — плоды с семенами. Различия: разные по форме листья, цветки.)
Ученым сейчас известно около 500 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. цветковые. Мхов на свете около 27 тыс. видов, папоротников — более 10 тыс. А вот хвойных всего около 600 видов.
5. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 3 (с. 29).
— Прочитайте задание. Запишите, сколько растений каждого вида показано на рисунке в учебнике (с. 72).
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№4 (с. 30).
— Прочитайте задание. Запишите по три примера различных видов растений.
(После выполнения задания проводится проверка.)
— К каким группам они относятся?
— Что интересного вы о них знаете?
№5 (с. 30-31).
— Прочитайте стихотворение.
— К какой группе растений относятся яблоня и дуб? (К группе цветковых растений.)
— Но яблоня и дуб — это растения разных … (видов).
— Выполните задание.
(После выполнения задания проводится проверка.)
V. Физкультминутка
Мы клееной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто из нас вот так шагал —
Не споткнулся, не упал.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.
VI. Закрепление изученного материала
Практическая работа
(Учитель раздает детям распечатки таблицы.)
— Заполните таблицу, пользуясь текстом учебника и атласом- определителем «От земли до неба».
Разнообразие растений
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли |
|
|
|
|
|
Мхи |
|
|
|
|
|
Папоротники |
|
|
|
|
|
Хвойные |
|
|
|
|
|
Цветковые |
|
|
|
|
|
Ответ.
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли | Нет | Нет | Нет | Спорами | Живут в основном в воде |
Мхи | Нет | Есть | Есть | Спорами | Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков |
Папоротники | Есть | Есть | Есть | Спорами | Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков |
Хвойные | Стержневая или мочковатая система | Одере венелый | В виде иголок (хвоя) | Семена образуются в шишках | Почти все относятся к вечнозеленым |
Цветковые | Стержневая или мочковатая система | Травянистый или одеревенелый | Листовая пластина с черешком | Из цветков образуются плоды с семенами | Очень разнообразны и многочисленны |
VII. Рефлексия
(Работа проводится в группах.)
— К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клен, кедр?
— Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.
— Определите с помощью атласа-определителя 2—3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.
VIII. Подведение итогов урока
— На какие группы делятся растения?
— Приведите примеры растений разных групп.
— Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.
— Что особенно вам понравилось на уроке?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 69—73, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 73.
2. Рабочая тетрадь: № 7—8 (с. 31).
Дополнительный материал
Викторина «Кто я такой?»
Много интересного рассказывают о себе лесные обитатели. Послушайте их рассказы, определите, кто эти герои, к какой группе растений относятся.
У самой дороги расту, у всех на виду красуюсь. Интересно, сорвет меня кто-нибудь?
Сейчас погадаю: сорвут — не сорвут, сорвут — не сорвут, сорвут — не сорвут… Теперь ясно — не сорвут: ни лепестка не осталось! (Ромашка.)
2. Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься — отчего, дескать, медленно расту? Невдомек тебе, что расту я в обе стороны. Кверху стволик тянется с веточками. А вниз — становой корень уходит, землю буравит. И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжелая — землю раздвигать, до глубокой воды добираться… А вот как доберется, укрепится, начнет воду качать — тогда и я пойду в рост. Будет у меня веток — сотни, листьев — тысячи, желудей — тьма-тьмущая… И стоять буду крепко… (Дуб.)
3. Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. Аты нас все равно не забудешь. Увидишь голубое небо весной — нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озеро — нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые — опять нас вспомнишь. (Незабудки.)
4. Далеко-далеко внизу, у корней моих, ручеек в траве позванивает. Вровень с поясом березки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись. А выше моей головы только лишь облако ходячее в синем небе… Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть — свет люблю, ясное небушко… Я бы еще не так вымахала, но ведь мы, деревья, не круглый год растем. Вот только два весенних месяца кверху тянусь, а там — стоп! Все. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, хвою обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца — будто подпрыгиваю. (Сосна.)
5. Считается, что мое научное название — кампанула — связано с появлением колокола у первых христиан в итальянской провинции Кампании. Об этом повествует старинная легенда.
Жил некогда епископ Паулиний, любивший по вечерам прогуливаться среди полей, отдыхая от земных дел. В один из летних вечеров, когда воздух был напоен запахом полевых трав и они тихо шелестели, раскачиваясь от легкого дуновения ветерка, епископ был так очарован красотой окружающей его природы, что опустился на колени и стал читать молитву, вознося хвалу Богу за ниспосланную ему благодать. Вдруг откуда-то донесся мелодичный звон. Епископ посмотрел вокруг и увидел недалеко плавно раскачивающийся лиловый цветок. Божественное совершенство формы этого цветка так поразило его, что, придя домой, Паулиний велел изготовить гигантское подобие цветка — колокол, который подняли на башню местного собора. Назови мое имя. (Колокольчик.)
6. По преданию, я появился из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы в последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слезы из глаз ее капали на землю, рассыпаясь жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Особенно меня почитали древние германцы и посвятили меня богине зари. Научное же мое название в переводе с греческого означает «лилия долин, цветущая в мае». Единого толкования моего русского названия нет. Однако существует мнение, что оно произошло от слова «гладыш» (гладкой является поверхность листа). Ты узнал меня? (Ландыш.)
7. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку между двумя слоями кожи вставляли прослойку из моей коры. Она не пропускала внутрь сапога влагу. И в сырую погоду воины редко простужались и редко болели. В наше время таблетки, изготовленные из моей древесины, применяются при отравлениях, так как очищают весь организм. А деготь входит в состав мази Вишневского и лечит даже страшные ожоги. Но самая приятная польза от меня заключается в том, чтобы попариться веником в бане и выпить сока после банной процедуры. Назови мое имя. (Береза.)
8. Известно предание, что самые отважные воины древности — викинги — перед боем выпивали отвар из моих «веток» и корней. Это приводило их в сильное нервное возбуждение, в состояние, близкое к опьянению. Сражаясь одновременно двумя мечами, обнаженные по пояс, они не чувствовали боли и бились с врагом особенно яростно.
А еще я украшаю лес и служу лекарством для лосей. Люди тоже научились делать из меня лечебные препараты. Но я украшаю не только лес. Фигурки, изображающие меня, можно встретить на новогодней елке и детской площадке. Ты узнал меня? (Мухомор.)