Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Здоровый образ жизни
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, что значит вести здоровый образ жизни, сформулируют правила здорового образа жизни и научатся, как их выполнять.
Учебные материалы: интерактивная доска; презентация с изображениями шиповника, облепихи, чёрной смородины, моркови, тыквы; коробочки от витаминов; DVD; диск «Анатомия» (фильм «Поведение»).
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Отгадайте кроссворд.
По горизонтали:
5. Желудочно-кишечное заболевание. (Дизентерия)
6. Инфекционное заболевание. (Ангина)
7. Одно из средств закаливания. (Воздух)
По вертикали:
1. Водная процедура, которую совершают после зарядки. (Обтирание)
2. Заражение (болезнь). (Инфекция)
3. Закончите выражение: «… — залог здоровья». (Чистота)
А. Возбудитель заболевания. (Микроб)
— Для чего нужно заниматься закаливанием? Как уберечься от инфекционных заболеваний? Почему во время болезни надо обращаться к врачу?
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня мы с вами заканчиваем работу с разделом «Мы и наше здоровье». Разговор у нас пойдёт о здоровом образе жизни.
3. Работа по теме урока
— О каком человеке могут сказать, что он ведёт здоровый образ жизни? Что должен делать человек, чтобы быть здоровым?
Выслушиваются ответы детей.
Класс делится на 5 групп. Каждая группа работает с текстом о правилах здорового образа жизни на с. 150-153 учебника. По ходу урока группы в учебнике выступают со своим материалом.
— Прочитайте заголовки на страницах 150-153. Попробуем объяснить смысл этих высказываний.
Что значит «Соблюдай чистоту!»?
Обобщаются ответы детей.
— Почему надо мыть руки? Какие правила ухода за зубами вы знаете? ;
По ходу ответов учащихся на доске составляется памятка ухода за зубами.
Правила ухода за зубами
1. Не раскусывайте зубами твёрдые предметы.
2. Не ешьте сразу после горячей пищи холодную и наоборот.
3. Полощите рот после еды тёплой водой.
4. Ежедневно чистите зубы щёткой с зубным порошком или зубной пастой.
5. Щётку водите не только слева направо, но и сверху вниз. Чистите зубы с обеих сторон: с наружной и внутренней.
6. У каждого должна быть своя зубная щётка. Никогда не чистите зубы чужой щёткой.
7. Содержите зубную щётку в чистоте.
— В зубах постоянно застревают остатки пищи. Если они лежат в укромных уголках и не вычищаются, то пища начинает гнить. Изо рта идёт неприятный запах. Как вы думаете, приятно общаться с таким человеком?
Кроме этого, в гниющих остатках пищи находится много микробов, которые разрушают зубы.
Зубная щётка — предмет личной гигиены. После употребления её ополаскивают, высушивают и хранят так, чтобы она не загрязнялась.
Чистить зубы надо два раза в день — утром и вечером. Если вы забудете почистить зубы на ночь, то остатки пищи всю ночь будут гнить у вас во рту.
Нельзя проглатывать воду, которой вы полоскали зубы.
К врачу надо приходить два раза в год на профилактический осмотр, а не дожидаться, пока у вас разболятся зубы.
Сколько раз в неделю надо принимать душ? Что необходимо сделать после того, как вы помылись? Почему мы надеваем чистое бельё? (Грязное бельё не позволяет поту испаряться с поверхности кожи.)
Наша кожа — своеобразная естественная рубашка. Она очень прочная и Долговечная. Когда она чистая и здоровая, то она легко сдерживает натиск болезнетворных микробов. Заразиться через кожу можно только в тех случаях, когда кожа повреждена или грязная. Помните, что на чистой коже микробы быстро погибают.
— Для чего мы делаем уборку в помещении?
Вторым пунктом у нас идёт фраза: «Правильно питайся!». Как вы понимаете смысл этой фразы?
Дети отвечают.
— Что значит разнообразное питание? (В рационе должна быть растительная и животная пища, содержащая белки, жиры, углеводы и витамины.)
Витамины нужны всем. Основной поставщик витаминов — овощи v фрукты. Так, например, шиповник, рябина, чёрная смородина, красный перец (презентация) дают нам большое количество витаминов А и С. У витамина В главные кладовые в чёрном хлебе.
Вы, наверное, не раз принимали витамины в виде шариков или таблеток. Это витамины, созданные человеком. Как они рождаются? Послушайте рассказ.
Как рождается горошина?
Весной под ветром колышутся бело-розовые цветы шиповника, а летом кусты покрываются красными ягодами. Плоды шиповника содержат всего 4-5% витаминов.
Кустарник с узкими листьями — облепиха, из ягод которой варят варенье, делают настойки.
Плоды шиповника и облепихи — ценнейшее сырьё для витаминной промышленности. На заводах высушенные, измельченные плоды помещают в особые аппараты и под давлением извлекают, растворяя в воде, витамин С, а затем готовят сиропы, пасты, таблетки.
Корпуса витаминных заводов обычно окружают сады чёрной смородины, поля с морковью, тыквой. Морковь, тыкву измельчают, растворяют в масле, извлекают каротин — будущий витамин А.
Химики научились получать искусственные витамины из продуктов, которые недавно, казалось, не имели никакого отношения к веществам- невидимкам.
Готовое сырье расфасовывают и отправляют на фармацевтические фабрики, где изготавливают ампулы для уколов, таблетки и порошки. А большую часть полученных витаминов отправляют в цех драже, где выпускают разноцветные горошины.
Эти горошины с витаминами особенно понадобятся тогда, когда в пище не будет хватать витаминов. Так бывает ранней весной и зимой, когда мы меньше едим свежих овощей и фруктов.
Посмотрите на этикетку с витаминами. На ней указано, в каком количестве нужно принимать драже. Не забывайте, что избыток витаминов может принести не пользу, а вред.
(По Н. Раковской)
— Переходим к третьему пункту. Как вы понимаете смысл выражения «Сочетай труд и отдых»?
Дети отвечают.
— Когда мы с вами говорим об отдыхе нашего организма, надо вспомнить о пользе сна.
Учитель показывает фрагмент фильма «Поведение», который называется «Сон».
Потребность во сне — потребность мозга в отдыхе. В процессе сна клетки мозга восстанавливают работоспособность. Сон восстанавливает умственные силы, создает чувство свежести, бодрости, готовности работать. Недаром говорят: «Утро вечера мудренее».
О чём говорится в тексте «Больше двигайся»?
Дети отвечают.
— В пятом пункте говорится об очень серьёзных вещах, которые довольно безобидно названы «вредными привычками».
Когда кто-то из вас грызёт ручки или карандаши — это вредные привычки. Но они не так опасны, как те, о которых говорится в учебнике.
Чем вредна привычка курить? Чем опасен приём спиртного?
Ведь все знают, что плохо, вредно. А посмотришь вокруг—все курят. Как же это происходит? Очень часто создаётся ситуация, подобная той, с которой я вас сейчас познакомлю.
Учитель читает текст.
Старый дом пуст. Скоро его снесут. Здесь и расположились ребята: пятиклассник Миша, третьеклассники Саша и Илюша. Миша, худой высокий мальчик, достал пачку сигарет. Он ловко ударил по коробочке. Выскочила одна сигарета. Сигарета смотрела в сторону Саши. Саша тремя пальцами взял сигарету. Миша щёлкнул второй раз. Вторая сигарета была направлена в сторону Илюши. Илюша покачал головой.
— Не буду. Я пойду…
Миша презрительно усмехнулся.
— Эх ты, маленький, боишься, мама ремня даст. Кури. Никто не узнает.
— Меня не бьют, — тихо сказал Илюша. — Я не боюсь, не хочу. Мой дед курит, никак бросить не может, мучается. Я пойду.
— Ты не сердись, я тоже не буду, — проговорил Саша; протянул Мише сигарету и тотчас побежал догонять Илюшу…
Почему люди курят? Одни не знают, что это вредно. Другие знают о вреде, а все-таки пробуют.
Собираются мальчики: двое закуривают, а третий боится показаться маленьким перед товарищами и, хотя ему противно, тоже берёт сигарету. Не каждый может проявить характер, как Илья.
(По Н. Коростелеву)
— Самое лучшее — даже не пробовать, если вам предлагают сигарету или спиртное. Пусть над вами пару раз посмеются, зато потом, может быть, будут уважать за силу воли.
Дети выполняют задания № 1, 2 на с. 66-67 в рабочей тетради.
Если позволяет время, то дети могут придумать и нарисовать плакат о вреде курения.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Давайте обобщим всё, что мы с вами сказали на уроке и сделаем вывод, что значит вести здоровый образ жизни. Выполняете ли вы сами те правила, о которых мы говорили?
Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 153 учебника.
Итоговая работа
Выполняется работа к разделу «Мы и наше здоровье» на с. 166-170 учебника.
Дома дети выполняют задания на с. 153 учебника.