Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Леса России». УМК «Школа России»
Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.
Формируемые УУД: познавательные — умения извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, кроссворд, атлас-определитель, гербарий, энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Тест
1. Зона тундры расположена:
а) севернее зоны арктических пустынь
б) южнее зоны арктических пустынь +
в) вдоль берегов северных морей +
2. В тундре:
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности
б) длинная суровая зима и жаркое лето
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето +
3. Главное занятие коренного населения тундры:
а) рыболовство
б) оленеводство +
в) земледелие
4. К тундровым растениям относятся:
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус
б) карликовая ива, мох ягель, черника +
в) кедр, осина, пальма
5. В тундре обитают:
а) тюлени, моржи, киты
б) песцы, лемминги, волки +
в) верблюды, лошади, коровы
6. Верная схема цепи питания:
а) растения—> лемминги —> полярные совы +
б) комары, мошки —> полярные куропатки —> песцы
в) растения —> кречеты —> волки
7. Тундровый заповедник расположен на:
а) полуострове Ямал
б) полуострове Таймыр +
в) Кольском полуострове
2. Графический диктант
— В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет — знак «—» (нет).
№ п/п | Утверждение | Знак согласия / несогласия |
1 | Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей | + |
2 | Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето | + |
3 | В тундре зимой только полярная ночь, а летом — только полярный день | — |
4 | В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения | — |
5 | Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя | + |
6 | Растения тундры высоко тянутся к солнцу | — |
7 | Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища | — |
8 | Дикие северные олени обычно живут стадами | + |
9 | В тундре добывают нефть и природный газ | + |
10 | Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек | + |
3. Индивидуальное задание на карточке
— Запишите две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.
— Перечислите экологические проблемы тундры.
— Перечислите сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.
4. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 7 на с. 43, 45 рабочей тетради.
5. Сообщения учащихся
— О каком животном или растении тундры вы подготовили сообщение?
(Для своего выступления ученики используют записи выполнения задания 8 на с. 46 рабочей тетради.)
— Какое сообщение вам понравилось больше и почему?
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
С. Погореловский
— Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (5 стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)
— Тема урока: «Леса России». Как вы думаете, что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)
— Почему поэт говорит: «Здравствуй, лес, дремучий лес…»? Что значит дремучий? (Дремучий — темный, страшный, как в сказке. Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)
— Мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса темные, а другие светлые? Спрогнозируйте, что еще будет характерно для лесной зоны.
(Учитель фиксирует на доске предположения детей.) — Проверим ваши предположения во время урока.
IV. Открытие нового знания
1. Работа с картой
— Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? (Примерный ответ. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно- Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В данной природной зоне три части: самая большая часть — тайга, она обозначена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса — тоже зеленым, но светлее, и еще одна часть — широколиственные леса — светло-зеленым.)
— Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)
— А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)
2. Работа в группах
— На с. 95—96 учебника вам на выбор предложены три задания. Познакомьтесь с ними, выберите то задание, которое будете выполнять. Те, кто выбрал первое задание, садятся за стол № 1, второе — стол № 2, третье — стол № 3.
(Ученики выполняют задание, работая в группах, пользуясь учебником, атласом-определителем, гербарием, энциклопедиями.)
План ответа для первой группы
1. Что называют тайгой?
2. Природные условия тайги.
3. Что общего у всех растений тайги?
4. Какие растения растут в тайге?
План ответа для второй группы
1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
2. Природные условия в этих лесах.
3. Что объединяет растения этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах?
План ответа для третьей группы
1. Животный мир тайги.
2. Краткие рассказы о животных и птицах.
3. Цепь питания, характерная для тайги (модель).
V. Первичное закрепление
Сообщения учащихся
Рассказ первой группы
Тайга — это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — хвойные. У хвойных Деревьев листья — хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.
В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария или слайдов). У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели — долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна — хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие.
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки (показ картинки).
Лиственница — единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена — кедровые орешки (показ шишки и ее семян).
Рассказ второй группы
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария или слайдов). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Березу можно узнать по коре: она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающая семенами (показ рисунка). Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки (показ рисунка). Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик (показ рисунка).
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария или слайдов). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плоды — желуди (показ желудей). Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы — темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком (показ плодов липы). Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды — крылатые орешки округлой формы (показ плодов вяза).
Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех—пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена).
Рассказ третьей группы
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок или слайдов). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ — они живут по всей зоне. Одни животные на зиму впадают в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Кедровка — таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Белка-летяга — родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками. Бурый медведь — всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось — лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь — хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах — кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
Цепи питания, характерные для леса: растения —> заяц-беляк —> рысь; растения мышь-полевка —> соболь.
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Поработаем в парах и выполним задание 1 на с. 46.
(Ученики подбирают нужный цвет карандаша и раскрашивают лесные зоны на контурной карте.)
— Выполним задание 2 на с. 47, работая в группах.
— Выполним задание 3 на с. 48.
(Ученики находят и закрашивают контуры животных, составляют список этих животных. Проверка: летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь, глухарь.)
2. Кроссворд
(Работа в парах или группах.)
— Разгадайте кроссворд. Если вы узнаете названия растений, то в выделенных клетках прочтете название еще одного дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.
1. Хвойное дерево — новогодняя гостья. (Ель.) 2. Лиственное дерево-медонос. (Липа.) 3. Хвойное дерево, которое называют деревом здоровья. (Сосна.) 4. Хвойное дерево с мягкой плоской хвоей. (Пихта.) 5. Лиственное дерево или кустарник с гибкими ветвями, растет по берегам рек, называют «плакучая». (Ива.) 6. Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору. (Береза.) 7. Листья этого дерева состоят из пяти лопастей, похожих на раскрытую ладошку, из древесины изготовляют музыкальные инструменты. (Клен.) 8. Лиственное дерево-пионер, первым заселяет свободные открытые пространства. (Ясень.) 9. Лиственное дерево, имеет плоды красного цвета, которые висят целыми гроздьями, ими питаются дрозды, снегири зимой. (Рябина.) 10. Лиственный кустарник, плоды которого «стреляют», растет в скверах, парках. (Акация.) 11. Лиственное дерево, соцветия (сережки) которого распускаются весной раньше, чем листья, а осенью его листья вплоть до опадания остаются зелеными. (Ольха.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: лиственница.)
3. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие леса образуют лесную зону? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 101 учебника.)
— Проверим предположения, которые вы высказали в начале урока.
(Учитель обращает внимание детей на доску.)
— Чьи предположения оказались верными?
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 95— 102 учебника.
2. Выполнить задания на с. 48—50 рабочей тетради.
Автор: Максимова Т. Н.