Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Патриоты России. Школа России

Поделиться:

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Патриоты России» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Цели: познакомить учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», со значением народного ополчения; формировать представления о патриотизме.

Формируемые УУД: познавательные — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — целостно воспринимать окружающий мир.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, на доске даты, слайд (иллюстрация) «Памятник Минину и Пожарскому», толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Разминка

— Соотнесите дату и событие.

Дата

Событие

1147 г.

Первое упоминание о Москве в летописи

1237 г.

Вторжение на Русь ордынцев

1380 г.

Куликовская битва

1480 г.

Конец зависимости Руси от Золотой Орды

2. Блицопрос

• В каком веке на Русь напали степные кочевники? (В XIII в.)

• Имя хана, возглавившего первый поход на Русь. (Мамай.)

• Какой русский город оказался первым на пути монголов? (Рязань.)

• Почему монголам удалось завоевать русские земли? (Русь состояла из множества княжеств, княжества враждовали между собой, не было единого правителя.)

• Чем запомнился Иван Калита? (При нем центром Руси стала Москва.)

• А какой вклад внес Дмитрий Донской? (Донской сумел нанести сокрушительный удар ордынцам в Куликовской битве, перестал платить дань, после этого началось освобождение русских земель.)

• При каком князе Русь полностью освободилась от Орды? (При Иване III.)

3. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Расскажите об Иване Федорове и его типографии.

Карточка 2

Перечислите русские учебники XVII в. и их авторов.

Карточка 3

Каково значение начала книгопечатания в России?

Карточка 4

Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные книги?

III. Самоопределение к деятельности

— Как можем назвать Александра Невского, Дмитрия Донского? (Защитники, воины.)

— А еще мы их можем назвать патриотами. Почему? Узнаем на уроке. Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Патриоты России».)

Сегодня мы познакомимся с еще одной героической страницей истории нашего Отечества.

(Демонстрация слайда «Памятник Минину и Пожарскому».)

— Какие вопросы у вас возникли? (Кто такие Минин и Пожарский? За какие подвиги воздвигли им памятник? Что сделали Минин и Пожарский для России? За что благодарят их потомки? Можем ли мы их назвать патриотами России?) (Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

— Что означает слово «патриот»? Где можем узнать? (В словаре.) В словаре русского языка С.И. Ожегова дается толкование слова «патриот» — это человек, одушевленный патриотизмом, патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Патриотичный человек — тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

2. Работа по учебнику

С. 87

— В начале XVII в. полякам удалось войти в Москву. Почему? Где об этом можем узнать? (В учебнике.)

(Чтение статьи учебника, ответ на поставленный вопрос.

Опорные слова: опустел престол, беспорядки, предательство бояр, народные волнения.)

— Что еще нового узнали из этой статьи? Сформулируйте свои вопросы. (Примерный ответ. К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин? Кто занимался казной? Кто встал во главе собравшейся рати? Когда народное ополчение двинулось к Москве? С кем произошел бой около Москвы? Чем закончилась эта схватка? Что происходило с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай-городе? Чем все закончилось? Почему Минина и Пожарского называют патриотами России?)

3. Работа с картой

Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили патриотизм.

— Рассмотрите карту на с. 92—93 учебника. Прочитайте название народов, населявших Сибирь.

(Ученики работают по карте.)

— Чем испокон веков занимались люди, населявшие эти территории? Это вы узнаете, когда прочитаете статью «Здравствуй, Сибирь-матушка!» и подготовите ответы на вопросы.

(Вопросы на доске или на карточках.)

1. Кто прокладывал дорогу в Сибирь?

2. Почему казаки отправились в Сибирь?

3. Кого называли землепроходцами?

(Самостоятельная работа с текстом на с. 90—91 учебника, ответы на вопросы.)

Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России — мыс Дежнева. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова — Хабаровск. История присоединения Сибири к России — это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей. На протяжении всего XVII в. они осваивали и заселяли просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. Началось все с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича, о котором вы сейчас прочитали.

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполняя задание 1 на с. 30, сформулируйте определение понятия «народное ополчение». (Народное ополчение — это добровольцы, готовые постоять за родную землю.)

— Кого мы называем патриотом? Запишите ответ на с. 31. (Патриот — человек, который любит свою Родину и предан своему Отечеству.)

— Выполняя задание 4 на с. 31, подчеркните нужное для рассказа о России начала XVII в. (Народное ополчение, борьба за независимость, Кузьма Минин, Нижний Новгород, Китай- город, 1612 г., Дмитрий Пожарский.)

— Когда в России стали править цари из рода Романовых? (В 1613 г.)

— Подсчитайте, сколько лет царской династии.

2. Викторина

1. Почему престол опустел? (У царя Федора не было детей. Царская корона несколько раз переходила из рук в руки.)

2. Как полякам удалось войти в Москву? (При поддержке бояр- изменников они укрылись за стенами Кремля и Китай-города.)

3. Кто призвал русских людей постоять за родную землю? (Торговый человек Кузьма Минин.)

4. В каком городе это произошло? (В Нижнем Новгороде.)

5. Что создали для борьбы с врагами? (Народное ополчение.)

6. Где брали средства для вооружения? (Русские люди отдавали, что могли. Первым сделал взнос Кузьма Минин.)

7. Кого пригласили возглавить народное ополчение? (Во главе собравшейся рати встал талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский.)

8. Только ли из Нижнего Новгорода был народ? (Люди шли и из других городов.)

9. Когда народное ополчение двинулось к Москве? (Это было в 1612 г.)

10. С кем произошел бой около Москвы? (С польским войском, которое спешило на помощь к своим соотечественникам.)

11. Чем закончилась эта схватка? (Русские разбили польское войско.)

12. Что стало с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай-городе? (Они оказались в безвыходном положении.)

13. Что предложили им русские люди? (Сдаться.)

14. Какой ответ дали поляки? (Поляки ответили отказом.)

15. Чем все закончилось? (Вскоре враги сложили оружие.)

16. Как отблагодарил русский народ своих патриотов? (Спустя два века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник.)

17. На чьи деньги он был поставлен? (Деньги собирала вся страна.)

18. Кто был избран на престол в 1613 г.? (Михаил Федорович Романов.)

19. Можно ли К. Минина и Д. Пожарского назвать патриотами России? Почему?

(Ученики читают вопросы рубрики «Обсудим!» на с. 89 учебника, высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

В годы Великой Отечественной войны воинов вдохновляли подвиги Пожарского и Минина, Невского и Донского. В разные условия попадали русские солдаты на войне. Им приходилось в одиночку вступать в битву с врагом, и силы им давали подвиги предков и родная земля.

Ты воюй, солдат, воюй,

Ты воюй, солдат, толково

Там, где ты сейчас стоишь,

Там и поле Куликово.

М. Матусовский

И действительно, солдаты героически сражались за каждую пядь родной земли, отдавали жизни за свободу и независимость Родины.

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

VIII. Рефлексия

— Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность. (Ответы детей.)

— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я почувствовал…»

— Кого можно поблагодарить за урок?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 87—91 учебника.

2. Выполнить задание 2 на с. 30 рабочей тетради.

3. Привести примеры патриотизма в наше время.

4. Написать сочинение-рассуждение: «Могу ли я себя назвать патриотом России?»

Автор: Максимова Т. Н.