Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Поверхность нашего края

Поделиться:

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Поверхность нашего края». УМК «Школа России»

Цели: сформировать у учащихся представление о поверхности родного края; раскрыть основные понятия: овраг, балка, карьер, терриконы.

Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — работать в парах и малых группах; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — проявлять интерес к культуре и истории своего края.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы), карточки для индивидуальной работы, физическая карта России.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

— Расскажите о нашем крае, используя карту.

План ответа

1) Географическое положение.

2) Соседи.

3) Столица, крупные города.

4) Растительный и животный мир.

2. Тест

1. Мой край расположен на материке:

а) Африка

б) Евразия     +

в) Северная Америка

2. Мой край находится в:

а) лесной зоне

б) тундре

в) степи

3. Мой край находится в:

а) Восточном полушарии

б) Западном полушарии

в) на экваторе

4. В моем крае растут:

а) кактусы, кипарисы

б) ягель, клюква, карликовая ива

в) ель, береза, осина

5. У нас обитают:

а) лоси, зайцы, кабаны

б) косули, волки

в) олени, медведи

6. Мой край дает стране:

а) продукты сельского хозяйства

б) легковые автомобили

в) морепродукты

(Учитель может скорректировать тест, включив в него особенности своего региона.)

3. Сообщения учащихся

— Послушаем ребят, которые нашли стихи или песни о крае, в котором мы живем.

(Ученики читают стихи, исполняют песни.)

— Кто написал сочинение или заметку в стенгазету на тему «Родной край в истории моей семьи»?

(Желающие читают свои сочинения.)

— Чье сочинение вам больше всего понравилось? Почему?

III. Самоопределение к деятельности

— Как используется территория нашего края? (Строятся города, села, деревни; люди прокладывают дороги, обрабатывают земли.)

— Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на них? (Разочарование, обиду, грусть и т. д.)

— Такие места на Земле — боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нужно ли охранять поверхность земли? (Ответы детей.)

— А что бы сделали вы, чтобы на Земле было меньше таких мест? (Ответы детей.)

— Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете. Прочитайте тему урока. («Поверхность нашего края».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа в группах

— Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите? (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)

— Где расположена территория нашего края? Какие здесь встречаются формы рельефа? (Ответы детей.)

— Чем характеризуются холмы? (У холмов есть подошва, склон, вершина.)

— А у горы тоже есть подошва, склон и вершина. В чем же разница? (Горы и холмы различаются по высоте.)

— Вспомните, каким цветом на карте обозначены равнины, возвышенности, плоскогорья? (Равнины — зеленым, возвышенности — желтым, плоскогорья — светло-коричневым.)

Высота равнин-низменностей — 0 — 200 м, возвышенностей — 200-500 м, плоскогорий — 500-800 м.

— А сейчас догадайтесь, о чем идет речь. (Об оврагах.)

Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются, у них крутые, осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности.

— Расскажите, что вы знаете об оврагах, где вы их видели. (Рассказы детей.)

2. Работа по учебнику

— Узнаем что-то новое об оврагах, прочитав текст нас. 139—140 учебника.

(Ученики самостоятельно читают текст.)

— Что нового узнали? {Овраг превращается в балку.)

— Предлагаю вам сравнить овраги и балки — сходства и отличия отразите в таблице.

Сходства

Различия

Овраг

Балка

 

 

 

(Работа проводится в парах с последующей коллективной проверкой.)

— Прочитайте в учебнике о борьбе с оврагами на с. 141 (второй абзац). О каких методах борьбы с оврагами вы узнали? (Ответы детей.)

— А может, не стоит бороться с оврагами, как вы считаете? (Борьба с оврагами необходима, потому что они разрушают поверхность земли, уничтожают почву и т. д.)

V. Первичное закрепление

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 2 на с. 67.

(Записать определения оврага и балки.)

2. Работа в группах

— Так надо ли охранять поверхность земли?

(Ученики обсуждают этот вопрос в группах. Выслушать мнения каждой группы.)

— Проверим себя, прочитав текст на с. 140 учебника. (Ученики самостоятельно читают текст.)

— Как теперь бы вы ответили на этот вопрос?

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Работа по учебнику

С. 143—144

— Мы с вами знаем, что еще одной формой поверхности являются горы. Предлагаю вам прочитать о необычных горах.

Чем же они необычны? (Эти горы необычны тем, что их создал человек.)

— Как называются эти горы? (Терриконы.)

Они — незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы.

— Как люди, живущие на равнине, оказались в горах? (Терриконы образовались из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых.)

— Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.)

— Как люди борются с ними? (Привозят почву, высаживают растения.)

Еще одно неприятное зрелище — свалки. Места, занятые строительным мусором — битым кирпичом, осколками стекол, плитами и др., уродуют поверхность нашей земли. Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах. Свалки разравнивают, засыпают землей, высаживают растения. Очень надеюсь, что когда вы вырастете, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 3 на с. 67.

(Ученики работают в парах. Коллективная проверка.)

Игра «Узнай меня»

• Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)

• У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.)

• Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон.)

• Я — углубление на земной поверхности, у меня пологие склоны, покрытые травой и кустарником. (Балка.)

• Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы узнали сегодня на уроке?

— Какова поверхность нашего края?

— Какой вред приносит овраг людям? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 142 учебника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока?

— Удалось ли нам выполнить всю работу?

— Какие трудности возникли в работе?

— Что показалось наиболее интересным?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 139—144 учебника.

2. Выполнить рисунок или модель поверхности своего края.

Дополнительный материал

Кунгурская пещера

Кунгурская ледяная пещера расположена в Пермской области на берегу реки Сылва у города Кунгур. Длина пещеры — почти 6 км, в ней 60 залов и 30 озер. Экскурсионный маршрут имеет протяженность под землей полтора километра. Среди хаотического нагромождения упавших с потолка глыб можно увидеть ледяные наплывы. На стенах выросли ледяные кристаллы, а с потолка свисают сталактиты. Своды пещеры подпирают могучие ледяные колонны. Озера пещеры обитаемы, в них живут маленькие слепые рачки. В пещере очень темно, человек не видит даже свою руку. Эта пещера образовалась в процессе растворения водой гипсовых и карстовых осадочных пород.