Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. У Чёрного моря. Школа России

Поделиться:

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «У Чёрного моря». УМК «Школа России»

Цели: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карта природных зон, карточка «Исправь ошибки в тексте», энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», «Зеленые страницы», гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа с картой

В ней песков большие груды —

Называются «барханы»,

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном.

— О чем загадка? (О пустыне.)

Прощаться с пустыней не будем спешить —

О ней мы будем сейчас говорить.

Пустынь в России немного у нас,

О географическом положении пустыни

Послушаем рассказ.

(Отвечает ученик с показом на карте. Выслушивают дополнения остальных учащихся.)

Игра «Узнай меня»

• Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху — блюдо, снизу — блюдо.

Ходит чудо по дороге —

Голова торчит да ноги. (Черепаха.)

• Вьется веревка,

На конце — головка. (Змея.)

• Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие. (Лисичка корсак.)

• Я — священное животное Древнего Египта. Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. (Скарабей.)

• Я — глинистый участок пустыни, называюсь…. (Такыр.)

• Я — травянистое растение, моя задача — удерживать пески. (Колосняк.)

• Я — песчаный холм, и зовут меня …. (Бархан.)

2. Тест

1. Пустыни занимают:

а) огромную территорию в центральной части России

б) небольшую территорию по берегам северных морей

в) небольшую территорию на юго-западе страны     +

2. В пустыне:

а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима     +

б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима

в) ярко выделяются все четыре времени года

3. В пустыне:

а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега

б) выпадает малое количество осадков

в) чаще всего осадков не бывает      +

4. Растения пустыни:

а) высокие, широколистные

б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами

в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями          +

5. Животные пустыни:

а) в основном некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни           +

б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой длинный мех

в) в основном низкорослые (грызуны) и птицы

6. К растениям пустыни относятся:

а) ковыль, полынь, тюльпан

б) морошка, брусника, черника

в) колосняк, солянка, джузгун            +

7. К животным пустыни относятся:

а) корсак, сайгак, тушканчик         +

б) рысь, лев, тигр

в) морж, тюлень, медведь

8. Какое животное называют «корабль пустыни»?

а) сайгак

б) джейран

в) верблюд     +

9. Экологическими проблемами пустыни являются:

а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство

б) неумеренные орошение, выпас скота, браконьерство    +

в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство

10. Заповедник пустыни:

а) Баргузинский

б) «Черные земли»          +

в) Приокско-террасный

3. Индивидуальное задание на карточке

— Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно — отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно — барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, — это сайгак (правильно — колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики (правильно — сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно — тушканчик) передвигается прыжками.

4. Конкурс рисунков

(Проверка выполнения задания 7 на с. 59 рабочей тетради.)

— Чей рисунок вам понравился? Почему?

5. Сообщения учащихся

— Кто желает прочитать свой рассказ о воображаемой научной экспедиции в пустыню?

(Проверка выполнения задания 8 на с. 60 рабочей тетради. Ученики зачитывают свои рассказы.)

— Чей рассказ вам понравился? Почему?

III. Самоопределение к деятельности

— Перечислите по порядку природные зоны. {Арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтропики.)

— О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода, —

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

Что же, друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

— Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? Найдем на карте субтропики. (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Черное море.)

— В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее — днем или вечером? (Вечером.)

Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

— Выясним, что же обозначает слово «субтропики». Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

— А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики — области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.)

Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь ее маленькая часть.

2. Работа в группах

— Продолжим изучать природную зону группами: экологи, ботаники, зоологи.

— Ботаники, пользуясь учебником (с. 127, 130), энциклопедиями «Я познаю мир. Растения», «Зеленые страницы», расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников

1. Отличительная особенность растений субтропиков.

2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.

— Зоологи, пользуясь учебником (с. 128—130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», расскажите о животном мире субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов

1. Обитатели суши.

2. Обитатели моря.

— Экологи, пользуясь учебником (с. 132—133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

V. Первичное закрепление

Сообщения учащихся

(Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Рассказ ботаников. Благоприятные условия — тепло и влага — дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25—40 м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды — орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан — дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды — орехи — употребляют в пищу. Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи.

Можно сказать еще о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит — дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Рассказ зоологов. Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие, как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи.

В море добывают себе пищу разные птицы — чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки — это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конек на бурую водоросль — и сам станет бурым, сядет на зеленую — позеленеет. Морская игла — это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может — мягкая. А дельфины — это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

Рассказ экологов. Берег Черного моря — это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 1 на с. 60.

(Ученики закрашивают на контурной карте зону субтропиков. Взаимопроверка по учебнику.)

— Заполним таблицу, выполняя задание 3 на с. 61.

(Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши — цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, — чайки, бакланы.

Обитатели моря — дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.

— Составим схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа, выполняя задание 4 на с. 61.

(Составляют схему цепи питания. Рассказ об экологических связях.)

— В тетради найдите плакат «Красная книга России» и на нем редкие виды растений и животных Черноморского побережья Кавказа и Черного моря. Подпишите их названия. (Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный, черноморская афалина, жужелица кавказская.)

 (Проверка по учебнику.)

2. Работа в группах

— Прочитайте задание 5 на с. 62 рабочей тетради. Какие экологические проблемы отражены на рисунках? (1. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его. 2. Люди, приезжающие отдыхать, ловят на память об отдыхе жуков, бабочек, других насекомых. 3. Люди выбрасывают мусор где попало. 4. Люди ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах. 5. Люди срывают красивые цветы.)

— Обсудите в группах и предложите меры по охране природы. (Выслушать мнения каждой группы.)

— А сейчас составьте памятку «Как отдыхать у моря», выполняя задание 7 на с. 63 рабочей тетради. Можно использовать не только учебник, но и опыт тех ребят, которые побывали на море. {Бережно относись к природе, не бросай на побережье мусор, носи головной убор, купайся только со взрослыми и т. д.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? Достигли ее?

— Какие знания мы открыли?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания? (Высказывания детей.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 134 учебника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— С каким настроением вы уходите с урока?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст нас. 126—134 учебника, выполнить задания.

2. Выполнить задания 2, 8, 9 на с. 60, 63 рабочей тетради.

3. Повторить все природные зоны, составить кроссворд по природным зонам (подготовка к проверочной работе).