Конспект урока по окружающему миру «Жизнь в пресных водах», 4 класс

Поделиться:

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Жизнь в пресных водах». УМК «Школа России»

Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.

Формируемые УУД: познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — приобретать новые знания, умения.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, гербарий растений луга и водоема, атлас-определитель, рисунки с изображением животных водоема, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

Знаниями о луге поделитесь, друзья.

Каждый дома трудился не зря.

— Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. (Луг — это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.)

Игра «Узнай меня»

• Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)

• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)

• Он звонко поет. (Перепел.)

• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель.)

• Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)

• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)

• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)

2. Тест

1. На лугу растут:

а) только травянистые растения      +

б) мхи и лишайники

в) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

а) лебеди, рябчики, шелкопряды

б) шмели, совы, глухари

в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки        +

3. Растениями луга являются:

а) тимофеевка, клевер, нивяник          +

б) ландыш, осока, ягель

в) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

а) жуков навозника и могильщика, дятла             +

б) пчел, кабанов, соек

в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

а) желуди —> мыши -> совы

б) мятлик —> мыши —> совы

в) остатки растений —> дождевой червь —> трясогузка

3. Индивидуальное задание на карточке

(Работа с гербарием.)

— Среди данных растений выберите растения луга, растения леса.

— Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными?

• Колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель. (Луг.)

• Ель, сосна, береза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось. (Лес.)

• Пшеница, кукуруза, рожь, картофель. (Поле.)

— Заполните таблицу «Животный мир луга».

Насекомые

Птицы

Звери

 

 

 

4. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 3 на с. 78—79 рабочей тетради. У кого возникли вопросы?

— Какие условные знаки вы придумали в задании 7 на с. 81?

(Интересные знаки можно показать у доски (нарисовать на доске).)

5. Сообщения учащихся

— Как вы ответили на вопрос задания 3 на с. 176? (Чтобы животные луга могли выбраться живыми с данного участка, следует косить от центра к краям.)

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит —

Бурно жизнь кипит в нем.

Это пресный… (водоем).

— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему: «Жизнь в пресных водах».) — Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Беседа

— Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.)

— О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы — пруд, канал, водохранилище.)

2. Работа в парах

— Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии.

(Учитель может вывесить картину водоема, продемонстрировать слайд. Заслушать рассказы 2 — 3 пар.)

3. Работа в группах

— Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)

— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание 2 на с. 178 учебника.

(Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)

— Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)

На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена — колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист (показ гербария) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. А это сусак зонтичный и горец земноводный (показ гербария). В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок.

— Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради.

(Ученики записывают названия растений водоема, которые им удалось определить, подчеркивают те из них, которые доводилось видеть в природе.)

4. Самостоятельная работа

— Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)

— Выполним задание 3 на с. 178 учебника.

— Кто смог правильно назвать всех животных водоема?

(Далее можно предложить ученикам поработать в парах и проверить друг друга, как запомнили животных водоема: один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.)

5. Работа по учебнику

С. 178—182

— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.

(Ученики читают статью.)

— Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

— Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)

— Как поэтому можно назвать водоем? (Пресноводное сообщество.)

V. Первичное закрепление

1. Работа с загадками

Ползает наоборот —

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак.)

 

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

 

На дне, где тихо и темно.

Лежит усатое бревно. (Сом.)

 

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука.)

 

У кого глаза на рогах.

А дом на спине? (Улитка.)

 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

 

Пестрая крякушка

Ловит лягушек. (Утка.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 4 на с. 83.

(Ученики исправляют ошибки в тексте. Коллективная проверка.)

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные улитки — прудовики и катушки.

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Моделирование

(Ученики в парах строят модель цепи питания (задание в учебнике на с. 184). Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для пресноводного сообщества.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 6 на с. 84. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой. (Например, растения (водоросли) выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а цапля — рыбой.)

3. Работа по учебнику

— Приведите примеры неправильного поведения человека у воды. (Ответы детей.)

— Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие примеры вы еще можете назвать?

(Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.)

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 7 на с. 85.

(Ученики формулируют и записывают правила поведения у воды, соответствующие знакам, добавляют свое правило.)

— Какое собственное правило вы сформулировали и отобразили в рисунке? (Надо охранять редкие растения (кубышка и кувшинка), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек — будет много комаров и мошек.)

5. Работа в парах

— Составим рассказ о пресноводном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.

(Заслушать 2—3 рассказа.)

— Прочитайте задание 3 на с. 184 учебника. Обсудим эту проблему.

(Ученики высказывают свои предположения.)

— Предлагаю дома проверить свои предположения и найти точный ответ на поставленный вопрос. Где будете искать информацию? (Можно спросить у взрослых, посмотреть в литературе, в Интернете.)

6. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли?

(Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учебника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 178—186 учебника.

2. Выполнить задания 2, 3, 5, 8 на с. 82—85 рабочей тетради.

Автор: Максимова Т. Н.