Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Наши подземные богатства». УМК «Школа России»
Цели: сформировать представления о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — выражать положительное отношение к процессу познания.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, атлас- определитель, физическая карта России, карта края, коллекции полезных ископаемых, лупа, кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
— Что мы называем водоемами? (Водоемы — это хранилища воды, которая нужна всему живому.)
— Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище.)
(Конкурс моделей водоемов, показывающих их значение в природе и жизни людей. Дети демонстрируют свои модели, а класс должен угадать, о каком свойстве хотел рассказать автор.)
— О каких значениях водоемов мы еще не сказали?
— Почему люди должны охранять водоемы?
— Какие опасности угрожают водоемам? (Загрязнение сточными водами, ядохимикатами, мусором, химическими удобрениями.)
— Какой «клад» был найден на дне реки? (Там были железобетонные плиты, рельсы, колючая проволока, топоры, пилы, огнетушители, санки, чайники, кастрюли, битые бутылки, консервные банки и т.д.)
— Как борются с загрязнением водоемов? (Ответы детей.)
2. Тест
1. Хранилища воды называются:
а) низменности
б) водоемы +
в) плато
2. Водоемы — это:
а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды +
б) место обитания животных и растений
в) место для купания
3. С водоемами связана жизнь следующих животных:
а) утки, лебеди, цапли +
б) трясогузки, совы, кукушки
в) орлы, аисты, кедровки
4. Что не следует делать?
а) строить очистные сооружения
б) мыть в реке мотоцикл +
в) расчищать родники и ручьи
3. Кроссворд
По вертикали: 1. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Пруд.) 3. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Озеро.) 4. Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами. (Море.) 7. Выход подземных вод на поверхность. (Ключ.)
По горизонтали: 2. Водный поток, имеющий исток и устье. (Ручей.) 5. Огромное пространство соленой воды на Земле. (Океан.) 6. Постоянный природный водный поток. (Река.)
4. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 4 на с. 70 рабочей тетради. Какое письмо вы написали своим сверстникам?
(Ученики читают друг другу письма, призывающие бережно относиться к водным богатствам.)
— Чье письмо вам понравилось?
(Желающие могут зачитать свое письмо вслух.)
III. Самоопределение к деятельности
— На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах нашего края. А какие природные богатства вы еще знаете? (Ответы детей.)
— Мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послушайте сказку и скажите, какие природные богатства спорили в этой сказке и почему.
Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
— Я — соль Земли, — говорит соль, — без меня каши не сваришь.
— А без меня сваришь? — спрашивает алюминиевая руда. — Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
— А на чем варить будете? — интересуется уголь. — Без топлива в этом деле не обойтись.
— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,— говорит железная руда, которая дает железо для лопат. — Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
— Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые? (Ответы детей.)
— Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (Высказывания учащихся.)
— Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
— Какова тема нашего сегодняшнего урока? (Полезные ископаемые.)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.)
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать в группах, парах, читать учебник, дополнительную литературу, работать в тетради, с атласом-определителем «От земли до неба», рассматривать коллекцию полезных ископаемых, ’ сравнивать, делать выводы.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Работа с картой
— Откроем физическую карту России на с. 58—59 учебника. Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых.
(Ученики работают в парах: читают название полезного ископаемого, находят соответствующий значок на карте.)
— Назовите полезные ископаемые нашего края.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 1 нас. 71.
(Ученики подписывают названия знаков, обводят в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в родном крае.)
V. Практическая работа
— Как вы думаете, почему мы сидим сегодня по группам? (Высказывания детей.)
— Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые находятся у вас на столах. Вспомните, как они называются.
— Как называют людей, изучающих недра Земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи.)
Сегодня вы сами будете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу.
— Прочитаем задание 3 на с. 72 рабочей тетради.
(У каждой группы на парте находится по 2 образца полезных ископаемых. Задача — определить полезное ископаемое, заполнить таблицу, используя атлас-определитель, физическую карту, учебник. На работу дается 10 мин. В итоге каждая группа представит отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным, кратким.)
Группа | Полезное ископаемое | Страницы учебника |
1 | Нефть, природный газ | 150-152 |
2 | Торф, уголь | 152-153 |
3 | Железная руда | 154 |
4 | Гранит | 155 |
5 | Песок, глина | 156 |
6 | Известняк | 157 |
(Группы работают самостоятельно, оценивают свою работу. Далее проводится обсуждение изученного материала. Рассказы ученики сопровождают показом образцов и слайдов «Добыча полезных ископаемых».)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Работа по учебнику
С. 158
— Прочитайте текст. Что вы узнали из прочитанного? (Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.)
— Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть, расходовать их надо экономно.)
— Как надо охранять подземные богатства? (Ответы детей.)
2. Кроссворд
— Что же мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.)
— В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Приведите примеры. (В твердом — гранит, в жидком — нефть, в газообразном — природный газ.)
— Разгадаем кроссворд. Угадайте полезные ископаемые, о которых мы сегодня говорили.
(Работу можно провести по группам.)
По горизонтали:
1. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
3. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел.)
4. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5. По трубе течет,
Пироги печет. (Газ.)
6. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это. (Нефть.)
8. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда.)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (Глина.)
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (Известняк.)
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф.)
9. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь.)
3. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Почему использованные месторождения невозможно восстановить?
— Какова была цель урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 158 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кому из товарищей вы хотели бы сказать спасибо за помощь? Почему?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 149—159 учебника.
2. Выполнить задания 2, 4 на с. 71, 73 рабочей тетради.
3. Изготовить карточки с условными обозначениями полезных ископаемых.