Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Пищеварительная система. Как пища переваривается»
Цели: познакомить учащихся с органами пищеварения и их работой; показать необходимость соблюдения гигиенических правил питания; закреплять знания о работе мышц и значении физической культуры в укреплении мышц и костей.
Оборудование: таблицы «Органы пищеварения», «Скелет и мышцы».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
1. Вступительное слово учителя: сообщение темы и целей урока.
2. Работа по вопросам с опорой на таблицу «Скелет и мышцы».
— Из каких костей состоит скелет?
— Какова функция скелета?
— Что вы знаете о мышцах?
— Что происходит с мышцами, если они выполняют одну и ту же работу?
— Что нужно делать, чтобы мышцы не утомлялись?
— Какое значение имеют тренировки, физкультура и физическая работа для развития мышц?
— Какие мышцы (рук, ног, туловища) упражняются при ходьбе, игре в мяч, при езде на велосипеде, во время гребли на лодке?
— Что улучшает осанку человека, а что ухудшает?
3. Учащиеся объясняют смысл пословиц.
Кто труда не боится, того хворь сторонится.
Физкультура и труд здоровье несут.
4. Чтение рассказа учителем.
— Послушайте рассказ.
В столовой за одним столом сидели мальчик и пожилой человек — учёный.
Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.
— Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? — обратился он к мальчику.
Тот удивился.
— Разве вы не видите? Я ем кашу.
— Но ведь ты её совсем не пережёвываешь!
Мальчику стало смешно.
— А зачем я её буду жевать — она и так жидкая.
— Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твёрдой её сделать жидкой.
Всякая пища нуждается в обработке. Во рту пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут её полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.
Мальчик смущённо молчал.
— Запомни, что кусочек чёрного хлеба, хорошо прожёванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.
По Я. Трахтману
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием — пищеварительная система; названиями органов пищеварительной системы.
III. Объяснение нового материала с опорой на таблицу «Органы пищеварения».
Учитель. В теле человека всё время расходуются питательные вещества. Когда вы занимаетесь спортом или работаете, расход их увеличивается. Питательные вещества нужны мозгу, чтобы он хорошо работал и не уставал, мышцам, чтобы они становились крепкими и сильными, всем органам тела.
Особенно важно питание для детей. За счёт питательных веществ их организм растёт и крепнет. Пища должна быть разнообразной. Наряду с хлебом, молочными и мясными продуктами нужно употреблять разные овощи и фрукты. Тогда организм получит все нужные ему вещества.
Но как же мясо и каша, хлеб и овощи, молоко и сахар попадут в мозг, мышцы и другие органы? Оказывается, в органах пищеварения все продукты превращаются в питательные вещества, которые через кровь поступают ко всем органам нашего тела.
Обработка пищи начинается во рту. Здесь она пережёвывается зубами, смачивается слюной, перемешивается. Под действием слюны пища начинает перевариваться уже в ротовой полости. Проглоченная пища по пищеводу поступает в желудок. В желудке пища переваривается под действием желудочного сока в течение 3-4 часов.
Из желудка пища поступает в кишечник, где переваривается сначала под действием желчи, образующейся в печени, и сока поджелудочной железы, а затем окончательно под действием кишечного сока. Питательные вещества через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит питательные вещества по всему организму (во время рассказа учитель показывает расположение основных органов пищеварения: желудка, печени, поджелудочной железы и кишечника).
1. Работа с учебником.
1) Знакомство со статьёй на с. 15 учебника «Как пища переваривается» (чтение про себя).
Ответы на вопросы:
— Для чего организму нужно питание?
— Назовите органы пищеварительной системы и покажите их на таблице.
2) Работа с рубрикой «Этот удивительный мир» (с. 15).
2. Беседа о необходимости соблюдения гигиенических правил питания.
Учитель. Чтобы не болел желудок, чтобы пища приносила больше пользы, нужно знать и соблюдать правила питания.
— Какие правила питания вы знаете?
Дети называют правша питания.
• Не разговаривайте и не читайте во время еды. Разговоры и чтение мешают хорошему пережёвыванию пищи.
• При пережёвывании пищи не раскрывайте широко рот, не чавкайте. Это неприятно для окружающих.
• Когда едите только вилкой, держите её в правой руке. Если пользуетесь вилкой и ножом, держите вилку в левой руке, а нож — в правой.
• Соль берите специальной ложечкой.
• Следите за тем, чтобы остатки еды не падали на стол или пол.
3. Сообщения учащихся о витаминах на темы: «История открытия витаминов», «Значение витаминов для организма», «Содержание витаминов в продуктах», «Правила сохранения витаминов в пище».
IV. Подведение итогов урока.
— С какими понятиями познакомились на уроке?
— Покажите путь пищи по органам пищеварения.
— Для чего человеку нужно питаться?
— Какие правила питания вы знаете?
— Что нового узнали о витаминах?
Домашнее задание: подготовить таблицу «Продукты, богатые белками, жирами, углеводами»; сделать к ней рисунки.
Автор: Н. В. Глинская