Окружающий мир в 1 классе. Тема: Правила дорожного движения
Цели: познакомить учащихся с правилами дорожного движения, назначением светофора и основных дорожных знаков; развивать память, мышление, внимание; воспитывать культуру поведения учащихся на улицах, дорогах, в транспорте.
Оборудование: на доске — символы различных учреждений, изображения проезжей части, дорожных знаков, светофора, Буратино.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
— У нас начинается урок. Я желаю вам быть внимательными, старательными, и, если вы такими будете, у вас все получится. Тем более что урок сегодня необычный. К нам кто-то спешит в гости.
II. Постановка проблемы.
— Что-то гость наш задерживается. Наверное, что-то случилось… Попытаемся разобраться…
Открывается доска. На ней изображения Буратино, проезжей части, машин, знаков, светофора. Буратино — в центре проезжей части, стоит с растерянным видом.
— Кто к нам торопится?
— Что с ним случилось? (Не может перейти улицу.)
— Что делать? (Помочь.)
— Как помочь? (Надо научить его. Рассказать о сигналах светофора и дорожных знаках.)
III. Сообщение темы и целей урока.
— Ребята, чему посвящен сегодня урок окружающего мира? (Учащиеся сами формулируют тему и цель: «Будем изучать правила дорожного движения».)
Физкультминутка
1. Рассказ учителя.
— Да, ребята, чтобы помочь Буратино, мы должны научить его интересному и очень важному языку — языку дорожных знаков.
— Когда по улицам побежали трамваи, помчались автомобили, троллейбусы, автобусы, улицам надо было дать язык. На этом дорожном языке с водителями и пешеходами разговаривают улицы всех стран мира. Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв складываются слова, из слов — предложения. У дорожного языка тоже есть буквы-знаки. Но их не нужно складывать в слова. Один знак, одна дорожная буква — это целая фраза, дорожный сигнал.
Это сигналы-кружочки, треугольники, прямоугольники. Голубые, желтые, с красной каемочкой.
— И не случайно они такой формы и такого цвета.
— Остановимся на некоторых из них.
2. Работа с дорожными знаками. (Расшифровка, обсуждение.)
1) «Проход закрыт».
2) «Велосипедная дорожка».
3) «Пешеходный переход».
4) «Въезд запрещен».
3. Беседа: «Основные сигналы светофора».
— Кто же самый главный на дороге, кто управляет всеми знаками, помогает двигаться пешеходам и машинам?
Он существует, чтобы помочь
Путь пройти опасный,
Горят, меняясь, день и ночь
На нем…
(Ученики хором: «Зеленый, желтый, красный».)
— Что это? (Светофор.)
— Что означает зеленый цвет светофора? А красный? Желтый?
4. Подвижная игра «Светофор».
— А это что за знак-помощник?
Странная зебра:
Не ест и не пьет,
Но без питья и еды
Не умрет. (Пешеходный переход.)
— Ну что же, ребята, вы показали неплохое знание правил дорожного движения. Теперь я уверена, что вы сможете научить и Буратино.
5. Игра — моделирование различных ситуаций на дороге.
Учащиеся выходят к доске, изображения-символы периодически передвигаются, изображая различные ситуации, дети «учат» Буратино переходить улицы, дороги.
6. Игра «Светофор».
— Ребята, вам понравилась игра «Светофор»? Поиграем еще?
На светофоре — красный свет
Опасен путь — прохода нет!
А если желтый свет горит –
Он «приготовиться» велит.
Зеленый вспыхнул впереди –
Свободен путь — переходи.
В игре все дети — пешеходы.
Желтый свет — выстраиваются в шеренгу, готовятся «перейти» дорогу.
Красный -ученики замирают.
Зеленый — ходят, бегают.
Ошибившиеся выбывают из игры.
IV. Итоги урока.
— Ребята, понравился ли вам урок?
— Что запомнилось больше всего?
— Как вы считаете, смогли ли мы выполнить важную задачу — научить Буратино переходить улицу?
— Давайте вместе с Буратино еще раз повторим основные правила дорожного движения.