Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Мои помощники – органы чувств»

Поделиться:

Автор: Ланбина Ирина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым

Краткий анонс: Данный материал адресован учителям начальных классов, ученикам  1 класса.

С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход.

Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются  исследовательская, творческая деятельность:дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по Образовательной системе «Школа 2100»

Тема:  «Мои помощники – органы чувств»

Цель: познакомить детей с органами чувств человека.

Оборудование: рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, свисток, колокольчик, апельсин, лимон, кофе, мяч, ложка, мягкая игрушка, три стакана с водой сладкой, обычной, соленой.

Форма работы: фронтальная, групповая.

В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий.  Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

Планируемый результат

Предметные умения:

— иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

— исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;

— узнать роль и специфику разных органов чувств;

Личностные УУД:

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

— определять общие для всех правила поведения;

— определять правила работы в группе;

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— формулировать учебные задачи;

— работать по предложенному плану, инструкции;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— осуществлять самоконтроль;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

— уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— владеть  диалогической формой речи.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

(Китайская мудрость)

Ход урока.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

Подводящий диалог.

— Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы  с вами будем исследователями.

— Кто такие исследователи?

(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)

— Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

— Чем он интересен? Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

Выдвижение проблемы.

— А нужны они ему?  (Конечно)

— Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)

Постановка учебной задачи.

— Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)

— А точнее «Наши помощники – органы чувств»

— В конце урока вы мне ответите на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

— Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)

— Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?

(Нарисовать ему органы чувств)

— Я предлагаю сегодня работать в группах.

— По ходу работы поможем нашему герою приобрести  органы чувств.

— Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

— Давайте мы эти правила вспомним.

(Работаем тихо, дружно;

Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)

Учебные действия «Открытие новых знаний»

-У каждой группы будет свое задание.

— Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить   исследовательской работой.

— А я буду вашим помощником.

— Капитаны подойдите ко мне за заданиями.

(капитаны получают задания)

Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.

Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.

Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.

Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.

Задание для 5 группы: в мешке находятся предметы, определить их на ощупь.

— Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли…

…   нам нужны…….

Научное название…

Физминутка.

— Выступает 1 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.

Научное название – орган зрения.

— Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? (глаза)

— Что еще мы можем делать  при помощи глаз? (Читать, смотреть телевизор)

— При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.

(рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)

— Вы хорошо справились с заданием.

— Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.

(рисуются глаза человечку)

— Выступает 2 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.

Научное название – орган слуха.

— Что вам помогло услышать звуки? (уши)

— Вы постарались, выполнили задание верно.

— Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)

(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)

— Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?  (Нарисовать уши)

— Выступает 3 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.

Научное название-орган вкуса.

— Что помог определить вкус воды? (язык)

— Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)

— Молодцы. С задание справились верно.

(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)

— Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой морошки.

(дети рисуют язык человечку)

— Выступает 4 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.

Научное название- ….

— Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)

— Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)

— А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.

— А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.

(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)

— Помогите нашему герою.

(дети рисуют нос)

— Выступает 5 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме…

Научное название — …. орган осязания.

— Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)

— Верно, справились с заданием.

(рассматривают иллюстрацию с изображением рук)

— Поможем нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов.

(дети рисуют человечку руки)

Обобщающая беседа.

— Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными  исследователями.

— Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

— Сколько  у человека органов чувств?

— На какой вопрос вы должны мне ответить?

— Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.

— Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?

(дети рассматривают получившегося человечка)

Рефлексия.

— А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки, чтоб ласкать, трудиться,

А носик —  запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Итог урока.

— Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.

— Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

— Поднимите руку, кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.

Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.

Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что  исследования  делают процесс познания более продуктивным.