Автор: Ланбина Ирина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
Краткий анонс: Данный материал адресован учителям начальных классов, ученикам 1 класса.
С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход.
Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются исследовательская, творческая деятельность:дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по Образовательной системе «Школа 2100»
Тема: «Мои помощники – органы чувств»
Цель: познакомить детей с органами чувств человека.
Оборудование: рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, свисток, колокольчик, апельсин, лимон, кофе, мяч, ложка, мягкая игрушка, три стакана с водой сладкой, обычной, соленой.
Форма работы: фронтальная, групповая.
В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.
Планируемый результат
Предметные умения:
— иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;
— исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;
— узнать роль и специфику разных органов чувств;
Личностные УУД:
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
— определять общие для всех правила поведения;
— определять правила работы в группе;
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— формулировать учебные задачи;
— работать по предложенному плану, инструкции;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— осуществлять самоконтроль;
— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
— уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть диалогической формой речи.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская мудрость)
Ход урока.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Подводящий диалог.
— Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
— Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
— Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
— Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
Выдвижение проблемы.
— А нужны они ему? (Конечно)
— Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
Постановка учебной задачи.
— Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
— А точнее «Наши помощники – органы чувств»
— В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
— Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с ……(органами чувств)
Узнать…. (для чего они нужны)
— Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?
(Нарисовать ему органы чувств)
— Я предлагаю сегодня работать в группах.
— По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.
— Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
— Давайте мы эти правила вспомним.
(Работаем тихо, дружно;
Говорим по очереди, не перебивая друг друга;
Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)
Учебные действия «Открытие новых знаний»
-У каждой группы будет свое задание.
— Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить исследовательской работой.
— А я буду вашим помощником.
— Капитаны подойдите ко мне за заданиями.
(капитаны получают задания)
Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.
Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.
Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.
Задание для 5 группы: в мешке находятся предметы, определить их на ощупь.
— Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли…
… нам нужны…….
Научное название…
Физминутка.
— Выступает 1 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.
Научное название – орган зрения.
— Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? (глаза)
— Что еще мы можем делать при помощи глаз? (Читать, смотреть телевизор)
— При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
(рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)
— Вы хорошо справились с заданием.
— Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.
(рисуются глаза человечку)
— Выступает 2 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – орган слуха.
— Что вам помогло услышать звуки? (уши)
— Вы постарались, выполнили задание верно.
— Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)
(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)
— Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? (Нарисовать уши)
— Выступает 3 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
Научное название-орган вкуса.
— Что помог определить вкус воды? (язык)
— Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)
— Молодцы. С задание справились верно.
(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)
— Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой морошки.
(дети рисуют язык человечку)
— Выступает 4 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.
Научное название- ….
— Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)
— Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)
— А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.
— А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)
— Помогите нашему герою.
(дети рисуют нос)
— Выступает 5 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме…
Научное название — …. орган осязания.
— Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)
— Верно, справились с заданием.
(рассматривают иллюстрацию с изображением рук)
— Поможем нашему герою ощутить мягкость лесных мхов.
(дети рисуют человечку руки)
Обобщающая беседа.
— Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.
— Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
— Сколько у человека органов чувств?
— На какой вопрос вы должны мне ответить?
— Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.
— Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?
(дети рассматривают получившегося человечка)
Рефлексия.
— А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик — запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Итог урока.
— Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.
— Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.
— Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.
Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.
Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным.