Конспект урока по окружающему миру «Земля-кормилица», 4 класс. Школа России

Поделиться:

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Земля-кормилица». УМК «Школа России»

Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — применять правила делового сотрудничества.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, распечатанные задания для кроссвордов, образцы полезных ископаемых, физическая карта, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых у каждого ученика, образцы почвы, карточки с индивидуальным заданием, схема «Состав почвы», краеведческая литература для работы в группах, карточки с ответами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа с картой

— Найдите и покажите на карте месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа.

— Где на территории нашего края добывают полезные ископаемые? (Ответы детей.)

2. Словарный диктант

— Подготовьте карточки с условными обозначениями полезных ископаемых. Узнайте полезное ископаемое, покажите нужную карточку.

• Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, на фермах служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф.)

• Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда.)

• Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь.)

• Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит.)

• Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк.)

• Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть.)

• Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок.)

• Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина.)

• На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Природный газ.)

3. Индивидуальное задание на карточке

— Опишите полезное ископаемое по плану.

План

1. Название.

2. Свойства.

3. Способ добычи.

4. Значение, применение. (Учащиеся получают образцы полезных ископаемых.)

— Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства.

                              жидкое

нефть                    горючее

                               газообразное

газ                          маслянистое

                               с резким запахом

железная руда      легче воды

                               тяжелее воды

глина                      пластичное

                                плавкое

4. Тест

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

а) археологи

б) геологи    +

в) строители

2. К полезным ископаемым относятся:

а) кирпич,бетон, бензин

б) станки, вазы, ножницы

в) нефть, газ, глина          +

3. В строительстве используются:

а) торф, железная руда, самоцветы

б) песок, глина, гранит            +

в) мрамор, каменный уголь, малахит

4. Металлы получают из:

а) каменного угля, янтаря, мела

б) жемчуга, известняка, торфа

в) железной руды, медной руды        +

5. При помощи буровых установок добывают:

а) нефть, природный газ           +

б) калийную соль, алмазы

в) мрамор, гранит

6. В шахтах добывают:

а) известняк, ракушечник, гранит

б) каменный уголь, антрацит, железную руду          +

в) поваренную соль, жемчуг, графит

7. В карьерах добывают:

а) известняк, песок, глину           +

б) золото, малахит, мрамор

в) нефть, торф, бурый уголь

8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, — это:

а) алмаз, известняк, графит

б) железная руда, поваренная соль, мел

в) каменный уголь, нефть, торф           +

5. Сообщения учащихся

— Кто побывал в краеведческом музее и узнал что-то новое о полезных ископаемых?

(Выслушать детей с сообщениями.)

— Кто узнал, какие полезные ископаемые или продукты их переработки использует ваша семья? (Высказывания учащихся.)

III. Самоопределение к деятельности

— В названии темы урока «…-кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я все терплю и добром плачу. (Земля.)

— Прочитаем тему урока: «Земля-кормилица». Какой вопрос возникает? (Почему землю называют кормилицей?)

— Как бы вы ответили на этот вопрос? (Высказывания учащихся.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать в группах, парах, читать учебник, дополнительную литературу, работать в тетради, рассуждать, делать выводы.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Беседа

— Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей. Вспомните, как называется верхний слой земли. (Почва.)

— Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Остатки сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)

— Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

— Вспомним, что входит в состав почвы. (Воздух, вода, песок, глина, перегной — гумус, минеральные соли.)

(Учитель показывает схему «Состав почвы».)

Конспект урока по окружающему миру «Земля-кормилица», 4 класс. Школа России

— От чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)

В природе существует большое число типов почв. Тип почвы зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы.

2. Работа по учебнику

С. 160

(Ученики рассматривают изображения образцов почв, отвечают на вопросы. Проверяют себя по тексту учебника на с. 171.)

— Что нового узнали? (Ответы детей.)

3. Сообщения учащихся

(Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Чернозем — одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Черноземная почва рыхлая, темная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Черноземные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозем в Германию, так как там почва не такая плодородная.

Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем черноземные. Но люди научились получать высокие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на ее поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твердая и плотная, ее трудно обрабатывать.

Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями.

Болотная почва формируется в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.

Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Это верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

— Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?». Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой.

Положишь в волшебную кладовую горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она — земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

— Что называют волшебной кладовой и почему? (Землю. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т. д.)

— Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

— И не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)

V. Первичное закрепление

Работа в группах

— Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие почвы в нашем крае?

(Ученики высказывают предположения.)

— А как проверить, кто прав? (Изучить литературу, ресурсы сети Интернет.)

— Предлагаю поработать в группах с краеведческой литературой и найти информацию о почвах нашего края.

(Ученики работают в группах, узнают все о почвах своего края и записывают информацию, выполняя задание 2 на с. 75 рабочей тетради.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Кроссворд

Конспект урока по окружающему миру «Земля-кормилица», 4 класс. Школа России

1. Слой земли, на котором растут растения. (Почва.) 2. Одна из составных частей почвы. (Песок.) 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.) 4. Основное свойство почвы. (Плодородие.)

— Как вы думаете, что произойдет, если почвы вдруг не станет? (Высказывания детей.)

— Какой из этого можно сделать вывод?

2. Работа по учебнику

С. 162—163

— Прочитаем текст «Охрана почвы». Найдите ответы на вопросы: что разрушает почву? Что необходимо делать для защиты почвы?

(Ученики работают в парах. Коллективная проверка.)

— Что разрушает почву? (Вода и ветер (на открытых пространствах), вырубка леса, неправильная вспашка поля, выжигание трав, строительство дорог, домов.)

— Что необходимо делать для защиты почвы?

(Дети приводят примеры, учитель прикрепляет на доску по их ответам карточки.)

• Сажать лесополосы.

• Правильно пахать.

• Проводить снегозадержание.

• Правильно поливать.

• Беречь растения.

• Правильно удобрять.

• Бороться е оврагами.

• Не засорять.

Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрением, ни обработкой. Почву восстановить может сама природа, причем очень медленно. Охрана почвы — это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы.

— Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? {Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 3 на с. 75. Какой текст получился? {Один сантиметр почвы образуется в природе за 250— 300 лет. Двадцать сантиметров почвы образуется за 5—6 тыс. лет.)

— Расшифруйте условные знаки в задании 4 на с. 75. Какие действия человека приводят к загрязнению почвы? {Применение ядохимикатов, оставленный после отдыха мусор.)

— Соедините стрелками. Какие действия человека приводят к разрушению почвы, образованию оврагов? {Неправильное распахивание почвы на склонах, добыча полезных ископаемых в карьерах.)

— Соедините стрелками. Какие действия человека приводят к уничтожению почвы? {Вырубка деревьев на полях, строительство домов, заводов.)

— Назовите самых распространенных животных почв.

ОДЖЕДЫBE   ЕЧРИ В (Дождевые черви.)

Оказывается, дождевые черви — безобидные и почти беззащитные создания. Но в природе они незаменимы. Если в почве живет много дождевых червей, то она в хорошем состоянии. Эти существа — великие труженики. Они делают почву более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки. А в ходах дождевых червей запасается воздух, необходимый для дыхания корней растений. Великий ученый Чарльз Дарвин исследовал жизнь дождевых червей. Он сравнивал их с заботливым садовником, готовящим самую лучшую землю для растений.

4. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? {Найти ответ на вопрос «Почему землю называют кормилицей?».)

— Удалось достичь поставленной цели?

— Что называют почвой? (Почва — верхний рыхлый, плодородный слой земли.)

— Почему почвы нуждаются в защите?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Какой материал урока вызвал наибольший интерес?

_ Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Закончим наш урок поэтическими строками.

Любите родную природу —

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней родились мы с тобою.

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 160—163 учебника.

2. Выполнить задание 1 на с. 74 рабочей тетради.

3. Вылепить из пластилина макет разреза почвы, характерной для своего края.

4. Дополнительные задания:

а) составить памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях»;

б) подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

Автор: Максимова Т. Н.