Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе специального (коррекционного) обучения

Поделиться:

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе специального (коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога»

Урок по письму и развитию речи в 3 классе

Автор: Сергеева Галина Анатольевна, учитель-дефектолог МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области»

Урок по письму и развитию речи в 3 классе разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М: «Просвещение» 2010.

Цель: Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.

Задачи:

Развивать фонематический слух, связную речь; наблюдательность на примере слов, различающихся ударением,

Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.

Оборудование: Учебник « Русский язык» для специальных (коррекционых) образовательных учреждений VIII вида (Авторы: А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская), сюжетные картинки, картинка с изображением волшебника «Ударение», звуковые символы, ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Психологический настрой

 — Добрый день, дорогие ребята!

Я рада видеть вас на уроке письма и развития речи.

Улыбнитесь друг другу.

Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке.

Желаю всем вам успехов.

Руки! На месте,

Ноги! На месте,

Логти! У края.

Спинка! Прямая!

2. Физкультминутка для мышц рук «Моя семья» по методике Ф.В. Базарного

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

Этот пальчик-я, вот и вся моя семья

II. Минутка чистописания:

а) прописывание по образцу учителя букв: я, ю, у, и, е, ё, о, э, ы, а

— Какие это буквы?

б) у учащихся на партах карточки с буквами, звуковые символы из ряда букв выбрать гласные; согласные.

— Поднимите неваляшку с красным кармашком, если услышите гласный; с синим кармашком, если услышите твёрдый согласный; (произношу вперемежку гласные и согласные звуки)

— Запишите в первую строчку гласные, во вторую – согласные.

— Чем гласный отличается от согласного?

— Сегодня знания о гласных и согласных помогут вам справиться с новыми заданиями.

III. Письмо по памяти

— Что было задано на дом? (Упражнение 3, страница 50.)

— О ком говориться в стихотворении?

— Что делала девочка?

— Для кого она шила?

— Почему для дочки?

— Прочтите четверостишие наизусть.

— Какие знаки препинания встретились?

— Запишите четверостишие по памяти.

IV. Физкульминутка.

Для начала мы с тобой покачаем головой.

Оборот и оборот, а потом наоборот.

Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх.

Ну, дружочек, не ленись!

V. Введение в тему урока.

— Прочитайте то, что записано на доске:

У Кати хорошие игрушки.

Кати шар ко мне.

У Маши цветы в комнате.

Не маши палкой.

— Сравните выделенные слова .

— Есть ли какая разница?

(Демонстрирую предметную картинку с изображением гномика-волшебника.)

На доске плакат с теми же предложениями, но в выделенных словах поставлено ударение.

Сегодня мы познакомимся с ролью ударения в словах, будем упражняться в выделении ударного слога в словах.

VI. Изучение нового материала.

1. Роль ударения в слове.

Есть слова в русской речи,

В родном языке!

Одинаково их пишут,

Но.. по-разному их слышат.

— Найдите слова, которые пишутся одинаково, и объясните ,что они обозначают.

У зайца два длинных уха. Варилась уха.

В парке я увидел белок. В яйце есть белок и желток.

— Прочтите слова парами, верно выделяя ударный слог.

— Что вы можете сказать об этих словах?( От ударения зависит смысл слова)

— Запишите предложение в тетрадь:

  /       /        /

Солнце село за село.

Произнесите каждое слово, как бы пропевая.

Один слог в слове произносится сильнее других.

Такой слог называется ударным.

Остальные слоги называются безударными.

Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

— Назовите буквы ,над которыми мы с вами поставили ударение.

В каком домике живут эти буквы?

Почему в красном?

Есть ли слова, в которых ударение падает на согласный?

(Таких слов нет. Ударение падает всегда на гласный)

— Прочтите стихотворение:

Ударный звук, ударный звук!

Он назван так не даром.

Эй, молоточек, верный друг,

Отметь его ударом!

И молоток- стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит

А.Шибаев.

VII. Закрепление

1. Работа с учебником.

— Чтение, заучивание правила. с. 51

2. Упражнение 4

3. Выделение ударного слога в кличках животных; повторение их

правописания (Орлик, Хрюша, Рыжик, Красотка, Жучок)

VIII Итог урока

Вспоминаем, что вам известно об ударении.(Ударение падает на гласный. Ударение может изменить смысл слова.)

— Волшебнику и мне хочется сказать вам спасибо за урок , за вашу замечательную работу.

— Что помогло вам правильно выполнить задания?