Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе специального (коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога»
Урок по письму и развитию речи в 3 классе
Автор: Сергеева Галина Анатольевна, учитель-дефектолог МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области»
Урок по письму и развитию речи в 3 классе разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М: «Просвещение» 2010.
Цель: Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.
Задачи:
Развивать фонематический слух, связную речь; наблюдательность на примере слов, различающихся ударением,
Коррегировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.
Оборудование: Учебник « Русский язык» для специальных (коррекционых) образовательных учреждений VIII вида (Авторы: А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская), сюжетные картинки, картинка с изображением волшебника «Ударение», звуковые символы, ИКТ.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Психологический настрой
— Добрый день, дорогие ребята!
Я рада видеть вас на уроке письма и развития речи.
Улыбнитесь друг другу.
Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке.
Желаю всем вам успехов.
Руки! На месте,
Ноги! На месте,
Логти! У края.
Спинка! Прямая!
2. Физкультминутка для мышц рук «Моя семья» по методике Ф.В. Базарного
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик-я, вот и вся моя семья
II. Минутка чистописания:
а) прописывание по образцу учителя букв: я, ю, у, и, е, ё, о, э, ы, а
— Какие это буквы?
б) у учащихся на партах карточки с буквами, звуковые символы из ряда букв выбрать гласные; согласные.
— Поднимите неваляшку с красным кармашком, если услышите гласный; с синим кармашком, если услышите твёрдый согласный; (произношу вперемежку гласные и согласные звуки)
— Запишите в первую строчку гласные, во вторую – согласные.
— Чем гласный отличается от согласного?
— Сегодня знания о гласных и согласных помогут вам справиться с новыми заданиями.
III. Письмо по памяти
— Что было задано на дом? (Упражнение 3, страница 50.)
— О ком говориться в стихотворении?
— Что делала девочка?
— Для кого она шила?
— Почему для дочки?
— Прочтите четверостишие наизусть.
— Какие знаки препинания встретились?
— Запишите четверостишие по памяти.
IV. Физкульминутка.
Для начала мы с тобой покачаем головой.
Оборот и оборот, а потом наоборот.
Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись!
V. Введение в тему урока.
— Прочитайте то, что записано на доске:
У Кати хорошие игрушки.
Кати шар ко мне.
У Маши цветы в комнате.
Не маши палкой.
— Сравните выделенные слова .
— Есть ли какая разница?
(Демонстрирую предметную картинку с изображением гномика-волшебника.)
На доске плакат с теми же предложениями, но в выделенных словах поставлено ударение.
Сегодня мы познакомимся с ролью ударения в словах, будем упражняться в выделении ударного слога в словах.
VI. Изучение нового материала.
1. Роль ударения в слове.
Есть слова в русской речи,
В родном языке!
Одинаково их пишут,
Но.. по-разному их слышат.
— Найдите слова, которые пишутся одинаково, и объясните ,что они обозначают.
У зайца два длинных уха. Варилась уха.
В парке я увидел белок. В яйце есть белок и желток.
— Прочтите слова парами, верно выделяя ударный слог.
— Что вы можете сказать об этих словах?( От ударения зависит смысл слова)
— Запишите предложение в тетрадь:
/ / /
Солнце село за село.
Произнесите каждое слово, как бы пропевая.
Один слог в слове произносится сильнее других.
Такой слог называется ударным.
Остальные слоги называются безударными.
Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.
— Назовите буквы ,над которыми мы с вами поставили ударение.
В каком домике живут эти буквы?
Почему в красном?
Есть ли слова, в которых ударение падает на согласный?
(Таких слов нет. Ударение падает всегда на гласный)
— Прочтите стихотворение:
Ударный звук, ударный звук!
Он назван так не даром.
Эй, молоточек, верный друг,
Отметь его ударом!
И молоток- стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит
А.Шибаев.
VII. Закрепление
1. Работа с учебником.
— Чтение, заучивание правила. с. 51
2. Упражнение 4
3. Выделение ударного слога в кличках животных; повторение их
правописания (Орлик, Хрюша, Рыжик, Красотка, Жучок)
VIII Итог урока
Вспоминаем, что вам известно об ударении.(Ударение падает на гласный. Ударение может изменить смысл слова.)
— Волшебнику и мне хочется сказать вам спасибо за урок , за вашу замечательную работу.
— Что помогло вам правильно выполнить задания?