Урок русского языка для 1 класса на тему «Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах»
Цель: формировать умения отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
1) Утром падаю всегда —
Не дождинка, не звезда —
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса.)
2) Золотое решето
Чёрных домиков полно. (Подсолнух.)
3) Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух.)
4) Крашеное коромысло
Через реку повисло. (Радуга.)
— Назовите буквы, которые вы подчеркнули.
— Какие слова можно составить из букв слова мостик? Запишите их.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Якорь, мяч, ёжик, лёд, ель, лестница, юла, малютка.
— На какие две группы можно разделить слова?
(Если учащиеся не могут найти варианты, учитель предлагает понаблюдать, как произносятся одинаковые гласные в парах слов: якорь — мяч, ежик — лёд, ель — лестница, юла — малютка.)
— Что вы заметили? (Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слов обозначают два звука.)
— Разделите слова на две группы. (Якорь, ёжик, ель, юла; мяч, лёд, лестница, малютка.)
— Как вы разделили слова? (В первой группе слов гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, а во второй группе слов эти же гласные обозначают один звук.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О буквах Е, Ё, Ю, Я.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 5 (с. 59)
— Прочитайте слова.
— Найдите пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук. (Лампа — зима, звук — ключ, кино — стол.)
— Произнесите эти звуки. Почему в словах звук — ключ один и тот же звук обозначен разными буквами?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр. 6 (с. 60)
— Вспомните ленту букв в азбуке. Как там располагались буквы, обозначающие гласные звуки? Почему?
— Прочитайте задание. Выполните его в парах устно.
V. Физкультминутка
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 7 (с. 60)
— Рассмотрите записи.
— Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? (В начале слова, после гласных, после разделительных Ъ и Ь.)
— Приведите примеры.
— Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один гласный звук? {После согласных.)
— Приведите примеры.
2. Звуко-буквенный анализ слова
— Отгадайте загадки. Определите, сколько в словах-отгадках звуков и сколько букв.
1) Уж очень вид чудной:
У папы — локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена? (Львица — 5 звуков, 6 букв.)
2) У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора. (Заяц — 5 звуков, 4 буквы.)
3) Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко — 7 звуков, 6 букв.)
4) Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (Молния — 7 звуков, 6 букв.)
5) Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь — 4 звука, 5 букв.)
6) Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга — 5 звуков, 5 букв.)
— В каких словах буквы обозначают два звука? Какие это буквы? (Заяц, яблоко, молния, вьюга.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 3 (с. 31)
— Прочитайте.
— Назовите звук в каждой строке, который обозначен выделенными буквами.
— Выполните задание.
Упр. 4 (с. 31)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—4 на с. 26, 27; СУ, задания на с. 28—30; Тр., задания на с. 29, 30).)
VII. Рефлексия
— Отгадайте загадку.
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала.
Потом вдруг убежала. (Ёж.)
— Сколько слогов в слове ёж) (Один.)
— Произнесите звуки. Сколько звуков в слове? (Три.)
— Назовите буквы. Сколько букв в слове? (Две.)
— Почему звуков больше, чем букв? (Буква Ё обозначает два звука, если стоит в начале слова.)
— Приведите примеры слов, в которых звуков больше, чем букв.
— Какую «работу» могут выполнять буквы Е, Ё, Ю, Я? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?