Урок русского языка для 1 класса на тему «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»
Цель: формировать умение писать слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.
Планируемые результаты: учащиеся научатся подбирать проверочные слова; оценивать свою работу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Запись под диктовку
Прошла гроза. На траве блестят капли воды. Над рекой повисла радуга.
— В словах гроза, трава, воды, рекой обозначьте ударение и подчеркните безударные гласные.
— Подберите к ним проверочные слова.
— Как проверить безударный гласный? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)
2. Проверочная работа
(Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 42—45).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
М..сты, п..тух, за..ц, в..лна.
— Чем похожи все слова? (Все слова с безударными гласными звуками.)
— Разделите слова на две группы. (М..сты, в..лна. П..тух, за..ц.)
— Чем похожи слова первого столбика? (К этим словам можно подобрать проверочные слова.)
— Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
— Чем похожи слова второго столбика? (К ним нельзя подобрать проверочные слова.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с непроверяемыми безударными гласными.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 17 (с. 71)
— Прочитайте. Изданных частей составьте пословицы.
— Прочитайте первую пословицу. Объясните её смысл.
— Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание. Получилось ли у вас подобрать проверочные слова к словам корова, молоко?
— Это слова с непроверяемым написанием. Написание таких слов нужно запоминать. В каком словаре можно посмотреть правописание таких слов? (В орфографическом словаре.)
— Прочитайте вторую пословицу. Объясните её смысл.
— Найдите слово с выделенными буквами. Что можно сказать о слове сорока? (Слово с непроверяемым написанием.)
— Прочитайте третью пословицу. Объясните её смысл.
— Найдите слово с выделенными буквами. Что можно сказать о слове ворона? (Слово с непроверяемым написанием.)
— Запишите пословицу, которая вам больше понравилась. Поставьте ударение в словах, подчеркните буквосочетания.
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 31,38).)
— Отгадайте загадку.
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт,
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова.)
— Вспомните, когда так говорят, и объясните значение выражений.
• Как корова языком слизнула. (О том, что куда-то пропало, неизвестно где находится.)
• Как корове седло идёт. (Совершенно не идёт, не к лицу.)
— Запишите в тетрадь слова корова, молоко. Поставьте ударение, подчеркните опасные места. Запомните в этих словах сочетания -ОРО-, -ОЛО-.
— Придумайте предложение с этими словами.
3. Работа по учебнику
Упр. 18 (с. 71)
— Прочитайте слова в каждой группе.
— Сравните слова каждой группы. Чем похожи слова в каждой группе? (В первой группе безударный гласный звук обозначен буквой Е, во второй — буквой А, в третьей — буквой О.)
— Чем похожи слова всех трёх групп? (Слова с непроверяемым написанием.)
— Выполните задание.
Упр. 19 (с. 72)
— Откройте орфографический словарь на с. 137 учебника.
— Выполните задания.
— Из выписанных вами слов прочитайте те, в которых безударный гласный звук обозначен буквами А, О, Е, Я.
— Прочитайте предложения, которые вы записали.
V. Физкультминутка
Мы тоже можем так!
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз! Направо раз!
Мы тоже можем так!
Чтоб стать похожим на орла
И запугать собак,
Петух расправил два крыла.
Мы тоже можем так!
(Руки в стороны, плавно поднять и опустить.)
Пастух в лесу трубит в рожок —
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок…
Мы тоже можем так!
(Сесть на корточки, приставить руки к голове — показать ушки, прыжки.)
Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг.
На двух ногах, на двух ногах.
Мы тоже можем так!
(Покачивания влево и вправо.)
Теперь пора и отдохнуть,
Устали как-никак.
Поесть, попить — и снова в путь.
Мы тоже можем так!
(Разливают чай, пьют, маршируют.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 20 (с. 72, 73)
— Рассмотрите рисунок. Какое время года изображено? Обоснуйте свой ответ.
— Вместе с соседом по парте составьте по рисунку рассказ, используя слова, данные в учебнике.
— Запишите три предложения со словом грач из рассказа, который вы составили.
Материал для учителя
Грач — одна из самых полезных птиц. При массовом размножении вредных насекомых он часто уничтожает их ещё до вмешательства людей. Особенно большую пользу приносят грачи, поедая опасного вредителя — личинку жука-щелкуна.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 15 (с. 38)
— Прочитайте.
— Чем похожи эти слова? (Слова с непроверяемыми безударными гласными.)
— Какие буквы пропущены? Назовите проверочные слова.
— Выполните задание.
— По какому словарю вы проверили написание этих слов? (По орфографическому словарю.)
Упр. 16 (с. 38)
— Прочитайте.
— Прочитайте медленно скороговорку, которая у вас получилась. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.
— Выполните задание.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задание 9 на с. 32; СУ, задания на с. 35).)
VII. Рефлексия
Работа по учебнику
(«Проверь себя» (с. 73). Самостоятельное выполнение заданий.)
— Кто легко справился с заданием?
— Кто испытывал затруднения?
— Кому нужна помощь?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы сегодня учились?