Урок русского языка для 1 класса на тему «Обозначение ударного и безударного гласного буквой на письме»
Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать ударные и безударные гласные звуки в слове; пользоваться памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Гласные звуки
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены гласные звуки.
1) С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)
2) Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч.
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
3) Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Берёза.)
— К какой тематической группе можно отнести эти слова? («Деревья».)
— Сколько слогов в каждом слове? Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки. Обозначьте ударение в словах.
2. Проверочная работа
(Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 43—45).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке. (Сосна.)
(Слово-отгадку учитель записывает на доске, ученики — в тетради.)
— Обозначьте ударение в слове. Напишем звуковое обозначение этого слова — [сасна]. Что вы заметили? (Безударный гласный обозначен разными буквами.)
— Измените это слово, чтобы оно обозначало много предметов. (Сосны.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об обозначении ударного и безударного гласного буквой на письме.)
Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, как обозначить буквой безударный гласный звук.
IV. Работа по теме урока
1. Сопоставление гласных в ударном и безударном слогах
— Отгадайте загадку.
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Сова.)
— Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов. (Совы.)
— Запишите слово совы, поставьте ударение. А рядом запишите слово сова.
(Учитель записывает на доске: совы — сова.)
— Сравните первый слог в слове совы и первый звук в слове сова. Одинаковые гласные звуки в этих словах? (Разные. В слове совы — звук [О], а в слове сова — звук [А].)
— Какой буквой обозначены на письме эти звуки? (Одной и той же буквой О.)
— Какой можно сделать вывод? (В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные.)
2. Беседа о безударных гласных
Безударные гласные в словах произносятся неотчётливо. Для проверки слово надо поставить под ударение.
В ударном слоге гласный произносится в 2—2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово — это поезд, то безударные слоги — это маленькие вагончики, а ударный — большой длинный вагон.
Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и правильно пишут.
А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены. Помогите им, друзья, ставьте их под ударение, и бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучат, что правильно написать их уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.
3. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 63)
— Прочитайте стихотворение.
— Какую картину вы представили? Как бы вы её назвали?
— Выполните задание.
— Над какими словами вы не поставили знак ударения? Почему? (В словах с одним слогом и с буквой Ё.)
V. Физкультминутка
Кустик гнётся на ветру,
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок —
Кустик ветками взмахнёт.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 2 (с. 63)
— Прочитайте задание.
— Когда нужно пользоваться этой памяткой? (Когда нужно определить в слове ударный и безударные гласные звуки.)
— Найдите эту памятку и прочитайте.
— Выполните задание, пользуясь памяткой.
— Прочитайте сведения о языке.
— Какие гласные называются ударными?
— Какие гласные называются безударными?
Упр. 3 (с. 64)
— Прочитайте скороговорку медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.
— Выполните задание.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как может обозначаться безударный гласный в слове?
— Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным?
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 7 (с. 33)
— Прочитайте загадку.
— Выполните задание.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 29; СУ, задания на с. 32.))
VII. Рефлексия
— Какие гласные звуки называются ударными?
— Какие гласные звуки называются безударными?
— Какой памяткой можно пользоваться, чтобы определить ударные и безударные звуки в слове?
— Почему написание слов с безударными гласными звуками надо проверять?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?