Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Обозначение ударного гласного буквой на письме. Школа России

Поделиться:

Урок русского языка для 1 класса на тему «Обозначение ударного и безударного гласного буквой на письме»

Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать ударные и безударные гласные звуки в слове; пользоваться памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Гласные звуки

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены гласные звуки.

1) С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)

 

2) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

 

3) Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Берёза.)

— К какой тематической группе можно отнести эти слова? («Деревья».)

— Сколько слогов в каждом слове? Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки. Обозначьте ударение в словах.

2. Проверочная работа

(Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 43—45).)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке. (Сосна.)

(Слово-отгадку учитель записывает на доске, ученики — в тетради.)

— Обозначьте ударение в слове. Напишем звуковое обозначение этого слова — [сасна]. Что вы заметили? (Безударный гласный обозначен разными буквами.)

— Измените это слово, чтобы оно обозначало много предметов. (Сосны.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об обозначении ударного и безударного гласного буквой на письме.)

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, как обозначить буквой безударный гласный звук.

IV. Работа по теме урока

1. Сопоставление гласных в ударном и безударном слогах

— Отгадайте загадку.

Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова.)

— Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов. (Совы.)

— Запишите слово совы, поставьте ударение. А рядом запишите слово сова.

(Учитель записывает на доске: совы — сова.)

— Сравните первый слог в слове совы и первый звук в слове сова. Одинаковые гласные звуки в этих словах? (Разные. В слове совы — звук [О], а в слове сова — звук [А].)

— Какой буквой обозначены на письме эти звуки? (Одной и той же буквой О.)

— Какой можно сделать вывод? (В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные.)

2. Беседа о безударных гласных

Безударные гласные в словах произносятся неотчётливо. Для проверки слово надо поставить под ударение.

В ударном слоге гласный произносится в 2—2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово — это поезд, то безударные слоги — это маленькие вагончики, а ударный — большой длинный вагон.

Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и правильно пишут.

А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены. Помогите им, друзья, ставьте их под ударение, и бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучат, что правильно написать их уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.

3. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 63)

— Прочитайте стихотворение.

— Какую картину вы представили? Как бы вы её назвали?

— Выполните задание.

— Над какими словами вы не поставили знак ударения? Почему? (В словах с одним слогом и с буквой Ё.)

V. Физкультминутка

Кустик гнётся на ветру,

И роняет он листву.

Ветерок его качает,

Ветки до земли сгибает.

Лишь затихнет ветерок —

Кустик ветками взмахнёт.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 2 (с. 63)

— Прочитайте задание.

— Когда нужно пользоваться этой памяткой? (Когда нужно определить в слове ударный и безударные гласные звуки.)

— Найдите эту памятку и прочитайте.

— Выполните задание, пользуясь памяткой.

— Прочитайте сведения о языке.

— Какие гласные называются ударными?

— Какие гласные называются безударными?

Упр. 3 (с. 64)

— Прочитайте скороговорку медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.

— Выполните задание.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как может обозначаться безударный гласный в слове?

— Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 7 (с. 33)

— Прочитайте загадку.

— Выполните задание.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 29; СУ, задания на с. 32.))

VII. Рефлексия

— Какие гласные звуки называются ударными?

— Какие гласные звуки называются безударными?

— Какой памяткой можно пользоваться, чтобы определить ударные и безударные звуки в слове?

— Почему написание слов с безударными гласными звуками надо проверять?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?