Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Поделиться:

Урок русского языка для 1 класса на тему «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Цели: познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению словами; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова; употреблять в речи близкие и противоположные по значению слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки.

1) Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «… (Привет.)»

 

2) А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, … (здравствуй!)»

 

3) К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «… (До свиданья!)»

 

4) Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: «… (Извини!)»

 

5) Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «… (Спасибо!)»

 

6) Говорит лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, лиса, не жалуйся,

Лекажи: «… (Пожалуйста!)»

 

7) Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «… (Добрый день!)»

 

8) На закате мотылёк

Залетел на огонёк.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «… (Добрый вечер!)»

— Как называются слова-отгадки? («Вежливые» слова.)

— Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

С Ц Е Я М

— Составьте из букв слово. (Месяц.)

— Какое значение имеет это слово? (Единица времени по календарю.)

— Это слово имеет ещё одно значение. Отгадайте загадку.

Подрастал, подрастал,

Был рогатым — круглым стал.

Только круг, чудо-круг

Стал опять рогатым вдруг. (Месяц.)

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О словах, которые имеют несколько значений.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 16 (с. 26)

— Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые нарисованы.

— Что вы можете о них сказать? Почему одним словом вы назвали несколько картинок?

— Сколько значений имеет слово колокольчик? А слово кисть?

— Как называются такие слова? (Многозначные.)

— Назовите слова, которые имеют только одно значение.

— Как называются такие слова? (Однозначные.)

— Найдите в толковом словаре слова колокольчик, кисть и определите их значения.

— Составьте предложение с любым из этих слов.

— Прочитайте на с. 27, на что нужно обратить внимание.

— Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.

— Какие слова называются многозначными? Приведите примеры.

2. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 27, 46).)

— Отгадайте загадки.

1) Палочка волшебная

Есть у меня, друзья.

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт,

И большущий пароход. (Карандаш.)

 

2) В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал.)

— Запишите в тетрадь слова карандаш, пенал. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Придумайте предложение с этими словами.

— Прочитайте о происхождении слова пенал на с. 29.

— От какого слова образовалось слово пенал?

— Что хранили в пенале раньше?

— А что сейчас у вас лежит в пенале?

3. Работа по учебнику

Упр. 17 (с. 27)

— Прочитайте.

— Авторы учебника предложили вам несколько вариантов значений слова золотой.

— Какое значение подойдёт для выражения золотая рожь!

— Какое значение имеет выражение золотые руки?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

Упр. 18 (с. 28)

— Откройте словарь на с. 141. Как называется этот словарь?

— А как называется словарь на с. 142?

— Как расположены слова в этих словарях? Почему?

V. Физкультминутка

Покачайтесь,

Покружитесь,

Потянитесь,

Распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 19 (с. 28)

— Прочитайте текст.

— Как вы думаете, подходит этот заголовок к тексту? Обоснуйте свой ответ.

— Какие значения имеют эти слова? А теперь проверим по словарю, это слова, близкие по значению, или слова с противоположным значением.

— Найдите в словаре слово, близкое по значению к слову прилежный.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

2. Упражнение в подборе слов с противоположным значением

— Подберите к данным словам слова с противоположным значением.

Мягкий —…

Близкий —…

Сладкий —…

Холодный —.

 

Узкий —…

Низкий — …

Редкий —…

Звонкий —…

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 7 (с. 15)

— Рассмотрите рисунки.

— Выполните задание.

— Назовите однозначные слова, которые вы подчеркнули.

Упр. 8 (с. 15)

— Прочитайте. Выполните задание.

— Назовите пару слов, которую вы выписали из словаря.

Упр. 9 (с. 15)

— Прочитайте. Выполните задание.

— Назовите пару слов, которую вы выписали из словаря. (Учитель может использовать задания из пособия (см. СУ, задания 9-13 на с. 12, 13).)

VII. Рефлексия

Работа по учебнику

(«Проверь себя» (с. 30). Самостоятельное выполнение заданий.)

— Какие слова называются однозначными?

— Какие слова называются многозначными?

— Приведите примеры близких по значению слов.

— Приведите примеры противоположных по значению слов.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали затруднения?

— Что нового вы узнали на уроке?