Урок русского языка для 1 класса на тему «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ – ЩУ»
Цели: развивать умение писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ; развивать речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.
1) Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит,
— Эй, сними меня! — кричит. (Чайник.)
2) Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом. (Шило.)
3) Весь век идёт Ерёмушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки.
Шагам он точный счёт ведёт,
А с места всё же не сойдёт. (Часы.)
4) На четыре ноги Надевали сапоги.
Перед тем как надевать,
Стали обувь надувать. (Шины.)
5) Золотистые… —
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички.)
— Объясните правописание слов.
III. Самоопределение к деятельности
Выборочный диктант
(Учитель диктует слова. Первый ряд записывает слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, второй ряд — с сочетаниями ЧА — ЩА, третий ряд — с сочетаниями ЧУ — ЩУ.)
Щука, лыжи, машина, задача, чудо, тишина, чашка, щавель, чугун.
— Допишите по два слова с такими же сочетаниями. Расскажите правило.
Я грамотно писать хочу,
Все сочетания учу.
И ЖИ, и ШИ, и ЧА, и ЩА,
И ЧУ, и ЩУ, ЧК, ЧН.
Тогда всё будет без проблем.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ- ЩУ.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 5 (с. 117)
— Прочитайте. Что вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)
— Расположите строки стихотворения в нужном порядке. Назовите автора этих строк. (С. Маршак.)
— Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.
— Запишите стихотворение, расположив строки в правильном порядке.
Упр. 6 (с. 118)
— Прочитайте.
— Сколько предметов называют данные слова?
— Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр. 7 (с. 118)
— Прочитайте. Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЧА или ЩА.)
— Выполните задание.
— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.
V. Физкультминутка
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, поклонитесь,
Не ленитесь, улыбнитесь.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 8 (с. 118-119)
— Прочитайте.
— Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?
— Измените каждое предложение так, чтобы в них говорилось о нескольких предметах. (Трещат кузнечики. Стучат дятлы. Урчат лягушки. Пищат рябчики.)
— Запишите любые два предложения. Подчеркните известные вам буквосочетания.
— Дополните каждое предложение словами так, чтобы получились новые предложения.
Упр. 9 (с. 119)
— Прочитайте.
— Какие скороговорки можно составить из данных сочетаний слов? {Щетина у чушки, чешуя у щучки. Волки рыщут, пищу ищут.)
— Прочитайте скороговорки медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.
— Какие звуки они учат произносить?
— Написание каких буквосочетаний нужно запомнить? Подчеркните их.
2. Запись под диктовку
У Саши и Наташи живёт кот Рыжик. Он пушистый. Котик часто лежит на крыльце. Рыжик и малыши любят играть.
— Подчеркните сочетания ЖИ — ШИ.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 4 (с. 57)
— Прочитайте стихотворение.
— Выполните задание.
— Как пишутся сочетания ЖИ — ШИ?
Упр. 5 (с. 58)
— Рассмотрите рисунок.
— Выполните задание.
— Прочитайте слова, которые составили.
Упр. 6 (с. 58)
(Самостоятельное выполнение задания.)
— Назовите слова, которые вы составили.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 4—6 на с. 58; СУ, задания на с. 59; Тр., задания на с. 63—65).)
VII. Рефлексия
— Как пишутся буквосочетания ЖИ — ШИ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.
— Как пишутся буквосочетания ЧА — ЩА? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧА — ЩА.
— Как пишутся буквосочетания ЧУ — ЩУ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧУ — ЩУ.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке?