Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ – ЩУ. Школа России

Поделиться:

Урок русского языка для 1 класса на тему «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ – ЩУ»

Цели: развивать умение писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

1) Закипит — исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит,

— Эй, сними меня! — кричит. (Чайник.)

 

2) Где упрётся хвостом,

Станет дырка потом. (Шило.)

 

3) Весь век идёт Ерёмушка:

Ни сна ему, ни дрёмушки.

Шагам он точный счёт ведёт,

А с места всё же не сойдёт. (Часы.)

 

4) На четыре ноги Надевали сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать. (Шины.)

 

5) Золотистые… —

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. (Лисички.)

— Объясните правописание слов.

III. Самоопределение к деятельности

Выборочный диктант

(Учитель диктует слова. Первый ряд записывает слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, второй ряд — с сочетаниями ЧА — ЩА, третий ряд — с сочетаниями ЧУ — ЩУ.)

Щука, лыжи, машина, задача, чудо, тишина, чашка, щавель, чугун.

— Допишите по два слова с такими же сочетаниями. Расскажите правило.

Я грамотно писать хочу,

Все сочетания учу.

И ЖИ, и ШИ, и ЧА, и ЩА,

И ЧУ, и ЩУ, ЧК, ЧН.

Тогда всё будет без проблем.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ- ЩУ.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 117)

— Прочитайте. Что вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

— Расположите строки стихотворения в нужном порядке. Назовите автора этих строк. (С. Маршак.)

— Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Запишите стихотворение, расположив строки в правильном порядке.

Упр. 6 (с. 118)

— Прочитайте.

— Сколько предметов называют данные слова?

— Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

Упр. 7 (с. 118)

— Прочитайте. Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЧА или ЩА.)

— Выполните задание.

— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

V. Физкультминутка

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, поклонитесь,

Не ленитесь, улыбнитесь.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 118-119)

— Прочитайте.

— Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

— Измените каждое предложение так, чтобы в них говорилось о нескольких предметах. (Трещат кузнечики. Стучат дятлы. Урчат лягушки. Пищат рябчики.)

— Запишите любые два предложения. Подчеркните известные вам буквосочетания.

— Дополните каждое предложение словами так, чтобы получились новые предложения.

Упр. 9 (с. 119)

— Прочитайте.

— Какие скороговорки можно составить из данных сочетаний слов? {Щетина у чушки, чешуя у щучки. Волки рыщут, пищу ищут.)

— Прочитайте скороговорки медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.

— Какие звуки они учат произносить?

— Написание каких буквосочетаний нужно запомнить? Подчеркните их.

2. Запись под диктовку

У Саши и Наташи живёт кот Рыжик. Он пушистый. Котик часто лежит на крыльце. Рыжик и малыши любят играть.

— Подчеркните сочетания ЖИ — ШИ.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 4 (с. 57)

— Прочитайте стихотворение.

— Выполните задание.

— Как пишутся сочетания ЖИ — ШИ?

Упр. 5 (с. 58)

— Рассмотрите рисунок.

— Выполните задание.

— Прочитайте слова, которые составили.

Упр. 6 (с. 58)

(Самостоятельное выполнение задания.)

— Назовите слова, которые вы составили.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 4—6 на с. 58; СУ, задания на с. 59; Тр., задания на с. 63—65).)

VII. Рефлексия

— Как пишутся буквосочетания ЖИ — ШИ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Как пишутся буквосочетания ЧА — ЩА? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧА — ЩА.

— Как пишутся буквосочетания ЧУ — ЩУ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧУ — ЩУ.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?