Урок русского языка для 1 класса на тему «Правописание гласных в ударных и безударных слогах»
Цель: формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(На доске записаны предложения.)
Живёт в л..су л..са.
Летит за мёдом пч..ла.
Грач..та пищ..т в гн..зде.
С..стра несёт в..дро в..ды.
— Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
— Как проверить безударный гласный? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Обозначьте ударение.
1) Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила. (Гроза.)
2) С бородой, а не мужик,
С рогами, а не бык. (Коза.)
3) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо.)
4) Без ног — бежит,
Все её боятся.
Рубаху меняет, но не человек.
Яйца несёт, но не курица. (Змея.)
— Что общего у этих слов? (Безударный гласный, написание которого нужно проверять.)
— Подберите к каждому слову проверочное слово.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с безударными гласными.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 13 (с. 69)
— Прочитайте группы слов. Объясните их значение. Что вы заметили? (У слов каждой группы есть общая часть.)
— Найдите в каждой группе проверочные и проверяемые слова.
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
(Проверка.)
Упр. 14 (с. 69)
— Прочитайте загадку.
— Найдите слова с выделенными буквами. Что вы можете о них сказать? Почему их нужно проверять?
— Как проверить безударный гласный?
— Подберите проверочные слова.
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 23).)
— Назовите отгадку к загадке из предыдущего упражнения. (Заяц.)
— Найдите это слово в орфографическом словаре, напишите его, определите количество слогов. Поставьте ударение.
— Вспомните, когда так говорят, и объясните значение выражений.
• Убить двух зайцев. (Одновременно выполнить два дела, достигнуть двух целей.)
• Заячья душа. (О трусливом, робком человеке.)
— Послушайте четверостишие.
Едет зайка на трамвае.
Едет зайка, рассуждает:
Если я купил билет,
Кто я — заяц или нет?
— В каком ещё значении употребляется слово заяц? (Пассажир, не имеющий билета.)
— Составьте и запишите предложение с этим словом.
V. Физкультминутка
Лучшие качели — гибкие лианы,
(Покачивания вправо и влево.)
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается —
Да, да, да,
(Хлопки в ладоши.)
Тот не обижается
Ни-ког-да!
(Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 15 (с. 70)
— Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
— Что такое проверочное слово?
— Выполните задание.
Упр. 16 (с. 70)
— Прочитайте.
— Как называется словарь, в котором можно посмотреть, как правильно написать слово?
— Выполните задание, пользуясь орфографическим словарём. (Проверка.)
2. Проверочный диктант
Звонкий ручей быстро бежал по лесу. Он любил горки. Это был весёлый ручей. Он встречал весну.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 13 (с. 37)
— Прочитайте. Назовите сказку.
— Какие буквы пропущены? Назовите проверочные слова.
— Выполните задание.
Упр. 14 (с. 37)
— Прочитайте задание. Выполните его в парах.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 7, 8 нас. 31,32; СУ, задания нас. 35).)
VII. Рефлексия
— Как проверить безударный гласный звук в слове?
— Кто уже хорошо научился подбирать проверочные слова?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?