Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание гласных в ударных и безударных слогах

Поделиться:

Урок русского языка для 1 класса на тему «Правописание гласных в ударных и безударных слогах»

Цель: формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(На доске записаны предложения.)

Живёт в л..су л..са.

Летит за мёдом пч..ла.

Грач..та пищ..т в гн..зде.

С..стра несёт в..дро в..ды.

— Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

— Как проверить безударный гласный? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.)

III. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Обозначьте ударение.

1) Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округе полила. (Гроза.)

 

2) С бородой, а не мужик,

С рогами, а не бык. (Коза.)

 

3) Без рук, без топорёнка

Построена избёнка. (Гнездо.)

 

4) Без ног — бежит,

Все её боятся.

Рубаху меняет, но не человек.

Яйца несёт, но не курица. (Змея.)

— Что общего у этих слов? (Безударный гласный, написание которого нужно проверять.)

— Подберите к каждому слову проверочное слово.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с безударными гласными.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 13 (с. 69)

— Прочитайте группы слов. Объясните их значение. Что вы заметили? (У слов каждой группы есть общая часть.)

— Найдите в каждой группе проверочные и проверяемые слова.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

(Проверка.)

Упр. 14 (с. 69)

— Прочитайте загадку.

— Найдите слова с выделенными буквами. Что вы можете о них сказать? Почему их нужно проверять?

— Как проверить безударный гласный?

— Подберите проверочные слова.

2. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 23).)

— Назовите отгадку к загадке из предыдущего упражнения. (Заяц.)

— Найдите это слово в орфографическом словаре, напишите его, определите количество слогов. Поставьте ударение.

— Вспомните, когда так говорят, и объясните значение выражений.

• Убить двух зайцев. (Одновременно выполнить два дела, достигнуть двух целей.)

• Заячья душа. (О трусливом, робком человеке.)

— Послушайте четверостишие.

Едет зайка на трамвае.

Едет зайка, рассуждает:

Если я купил билет,

Кто я — заяц или нет?

— В каком ещё значении употребляется слово заяц? (Пассажир, не имеющий билета.)

— Составьте и запишите предложение с этим словом.

V. Физкультминутка

Лучшие качели — гибкие лианы,

(Покачивания вправо и влево.)

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается —

Да, да, да,

(Хлопки в ладоши.)

Тот не обижается

Ни-ког-да!

(Прыжки на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 15 (с. 70)

— Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

— Что такое проверочное слово?

— Выполните задание.

Упр. 16 (с. 70)

— Прочитайте.

— Как называется словарь, в котором можно посмотреть, как правильно написать слово?

— Выполните задание, пользуясь орфографическим словарём. (Проверка.)

2. Проверочный диктант

Звонкий ручей быстро бежал по лесу. Он любил горки. Это был весёлый ручей. Он встречал весну.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 13 (с. 37)

— Прочитайте. Назовите сказку.

— Какие буквы пропущены? Назовите проверочные слова.

— Выполните задание.

Упр. 14 (с. 37)

— Прочитайте задание. Выполните его в парах.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 7, 8 нас. 31,32; СУ, задания нас. 35).)

VII. Рефлексия

— Как проверить безударный гласный звук в слове?

— Кто уже хорошо научился подбирать проверочные слова?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?