Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Поделиться:

Урок русского языка для 1 класса на тему «Слова. Роль слов в речи»

Цели: познакомить с ролью слов в речи; формировать умение вычленять слова из предложения; развивать устную речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять текст по опорным словам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

— Что такое текст? (Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)

— Что такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.)

— Как пишутся слова в предложении? (Раздельно.)

— Какие знаки могут стоять в конце предложения? (Точка, вопросительный и восклицательные знаки.)

— Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц.)

— Как правильно записать диалог? (Слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.)

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 2 на с. 8—13; ТТ, тест 1 на с. 7—13; ПКР, задания на с. 4—9).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Комната, парта, мангт, дерево.

— Прочитайте запись на доске. Найдите лишнее. (Мангт.)

— Обоснуйте свой ответ. (Не является словом.)

— Почему это сочетание букв не является словом? (Не имеет значения.)

— Придумайте сочетания букв, которые не являются словами.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О слове.)

— Откройте учебник на с. 17. Прочитайте тему. С чем будем знакомиться?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 18)

— Прочитайте. Кто автор этого стихотворения?

— Найдите в стихотворении сочетание букв, которое не является словом. Обоснуйте свой ответ.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Прочитайте сведения о языке.

— Какое сочетание букв можно назвать словом?

— Для чего нам нужны слова?

Упр. 2 (с. 19)

— Прочитайте предложение.

— Назовите главную мысль этого предложения.

— Подумайте, какие слова можно подобрать, чтобы описать то, что вы видите сейчас вокруг себя.

Упр. 3 (с. 19)

— Прочитайте слова. Что можно представить, читая эти слова? Найдите слова, которые помогут составить рассказ о зиме, о лете.

— А какие слова нужны для рассказа о весне?

— Запишите два таких слова.

— Какие слова вы записали? Почему?

V. Физкультминутка

Видим, скачут по опушке

Две весёлые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок —

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 20)

— Рассмотрите рисунки.

— Обсудите это задание в парах.

— К какому выводу вы пришли? Что можно назвать с помощью слов? (Предметы, признаки предметов, действия предметов.)

Упр. 5 (с. 20)

— Прочитайте слова и выражения.

— Составьте текст.

— Расскажите текст, который вы составили.

(Учитель положительно оценивает каждое выступление.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 10)

— Прочитайте стихотворение. Назовите его главную мысль. (Каждое слово имеет значение.)

— Выполните задание.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

Упр. 2 (с. 11)

— Рассмотрите рисунки.

— Какое название подойдет к этим рисункам? (Весна.)

— Выполните задание.

(Проверка.)

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 нас. 7; СУ, задания нас. 9, 10; Тр., задания нас. 10).)

VII. Рефлексия

— Что такое слово?

— Для чего нужны слова?

— Приведите примеры сочетаний букв, которые не являются словами.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о словах?