Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Глухие и звонкие согласные звуки

Поделиться:

Урок русского языка для 1 класса на тему «Глухие и звонкие согласные звуки»

Цели: дать представление о звонких и глухих согласных звуках; развивать умение различать звонкие и глухие согласные.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные звуки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Мягкий знак в словах

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки.

1) Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили:

В ушанке заячьей — зимой,

А летом с бритой головой. (Пень.)

 

2) В полотняной стране

По реке-простыне

Плывёт пароход,

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать. (Утюг.)

3) Что на свете всего быстрее? (Мысль.)

4) У меня знакомых — тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдёт,

Тот и руку мне пожмёт. (Дверь.)

 

5) Накормишь — живёт,

Напоишь — умрёт. (Огонь.)

 

6) Одну меня не съешь никогда,

А без меня не вкусна еда. (Соль.)

 

7) Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне всё тук да тук. (Гвоздь.)

— Прочитайте, какие слова вы записали. Найдите лишнее слово. (Утюг — на конце нет мягкого знака. Огонь — в этом слове два слога, а в остальных один.)

— Почему во всех словах, кроме слова мел, на конце вы написали мягкий знак? (Он обозначает мягкость согласного.)

— Чем похожи эти слова? (Букв больше, чем звуков.)

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 11 на с. 48—51; ТТ, тест 8 на с. 56—62; ПКР, задания на с. 59—64).)

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение.

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайся к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О звонких и глухих согласных звуках.)

IV. Работа по теме урока

1. Повторение

(На доске записаны буквы.)

А, Р, О, Ы, Л, П.

— На какие две группы можно разделить эти буквы? (А, О, Ы — обозначают гласные звуки; Р, Л, П — обозначают согласные звуки.)

— Как отличить гласный звук от согласного? (При произнесении гласного звука воздух проходит свободно через рот. Гласный звук образует слог. Когда произносим согласный звук, воздух встречает во рту преграду.)

2. Наблюдения над звонкими и глухими согласными

— Отгадайте загадку.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт. (Коза.)

(Учитель записывает слово коза на доске.)

— Как назвать одним словом сплетённые длинные пряди волос? (Коса.)

(Учитель записывает слово коса на доске.)

— Чем похожи эти слова? (В словах три одинаковых звука.)

— Какими звуками различаются эти слова? ([3], [С].)

— Какой звук произносится с голосом, звонко? ([3].)

— Какой звук произносится без голоса, глухо? ([С].)

— Какой буквой на письме обозначим звонкий согласный звук [3] в слове коза? (3.)

— Какой буквой на письме обозначим глухой согласный звук [С] в слове коса? (С.)

— Чем ещё различаются эти слова? (Значением. Коза — домашнее животное. Коса — 1) сельскохозяйственное орудие; 2) сплетённые длинные пряди волос; 3) идущая от берега длинная и узкая полоса земли.)

3. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 92)

— Рассмотрите картинки. Назовите слова — названия предметов. Произнесите согласные звуки в каждом слове. Что вы заметили?

— Выполните задание.

— Назовите буквы, которые вы подчеркнули.

Упр. 2 (с. 92, 93)

— Назовите буквы.

— Произнесите согласные звуки, которые обозначены буквами первого ряда. Что вы заметили? Что мы слышим? (Шум.)

— Это глухие согласные звуки.

— Произнесите согласные звуки, которые обозначены буквами второго ряда. Что вы заметили? Что мы слышим? (Голос и шум.)

— Это звонкие согласные звуки.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Что мы слышим при произнесении глухих согласных звуков?

— Что мы слышим при произнесении звонких согласных звуков?

V. Физкультминутка

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Отдохнули!

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 93)

— Рассмотрите рисунки.

— Произнесите согласные звуки в каждом слове. В каком слове только звонкие согласные звуки? {Банан.)

— В каком слове только глухие согласные звуки? {Шапка.)

— В каком слове есть и глухие, и звонкие согласные звуки? {Цветок, кружка, чайник, груша.)

— Прочитайте последнее задание. Выполните его устно.

2. Игра «Глухой или звонкий»

(У каждого ученика на парте карточки с буквами Г (глухой согласный) и 3 (звонкий согласный). Учитель называет слова с начальными парными согласными, учащиеся поднимают соответствующие карточки.)

Вата — фата, горка — корка, год — кот, слой — злой, Захар — сахар, широк — жирок, шест — жест, Веня — Феня, дрова — трава, Дима — Тима, кусты — густы, дело — тело.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 48)

— Прочитайте.

— Какие звуки обозначают буквы у котика? (Звонкие.)

— Какие звуки обозначают буквы у собачки? (Глухие.) (Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задание 1 на с. 45; СУ, задания на с. 48; Тр., задания на с. 41).)

VII. Рефлексия

— Чем отличается звонкий согласный звук от глухого?

— Какие согласные звуки называются глухими?

— Какие согласные звуки называются звонкими?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?