Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов

Поделиться:

Урок русского языка для 1 класса на тему «Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов»

Цели: познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов; формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Работа в парах. Один ученик называет парный звонкий согласный, другой — соответствующий ему парный глухой согласный, затем наоборот.)

III. Самоопределение к деятельности

Спор согласных

В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

— В таких словах, как гриб, зуб, глаз, город, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, — твердили звонкие согласные.

— Нет, неправда. Нужно писать букву, обозначающую глухой согласный, — говорили глухие.

Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.

— Попробуйте доказать, что в словах огород, дуб, зуб, колхоз, обед нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухого, — усмехались глухие согласные.

Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного — правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам всемогущий король Правило.

— Парные звонкие и глухие согласные надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук. Например: дуб — дубы, обед — обеды, мороз — морозы, — спокойно объяснил король Правило.

Звонкие согласные поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.

— Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас одолеет любой враг, — сказал король Правило на прощание.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об обозначении парных звонких и глухих согласных на конце слова.)

IV. Работа по теме урока

1. Сопоставление согласных в формах одного и того же слова

— Отгадайте загадку.

Круглый — круглый,

Сладкий-сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь — посмотри:

Красный-красный Он внутри. (Арбуз.)

— Один арбуз, а если много? (Арбузы.)

(Учитель записывает на доске слова арбузы — арбуз.)

— Какой звук слышится в конце слова арбуз? ([С].)

— Какой буквой он обозначен на письме? (3.)

— Почему? (Перед гласной Ы в слове арбузы слышится звук [3] и пишется буква 3, поэтому и в слове арбуз нужно писать букву 3.)

— Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните в них букву 3.

2. Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 96)

— Прочитайте пары слов.

— Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (Одинаково.)

— Подумайте, можно ли на слух определить, какой буквой нужно обозначить парный согласный.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Как может обозначаться парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? (Разными буквами.)

— Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (Проверять.)

Упр. 9 (с. 97)

— Прочитайте пары слов. Сравните.

— Когда написание расходится с произношением? (На конце слова.)

— Значит, в каких словах нужно проверять написание букв?

— А какие слова будут проверочными?

— Какой вывод можно сделать? Как изменить слово, чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный согласный?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно по образцу.

— Прочитайте сведения о языке на с. 97, 98.

— Как проверить парный согласный на конце слова? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

— Какие слова называются проверяемыми?

— Какие слова называются проверочными?

V. Физкультминутка

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться, каши съесть,

Поскакать, за парту сесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 10 (с. 98)

— Прочитайте слова. Разделите их на две группы.

— Назовите проверочные слова.

— Назовите проверяемые слова. Написание каких букв нужно проверить в этих словах?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

— Прочитайте пары слов, которые вы записали.

2. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 60).)

— Отгадайте загадку.

Развернули дети

Голубые сети,

Но за партой,

А не в речке,

Не на рыб,

А на словечки. (Тетрадь.)

— Запишите слово тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

— Придумайте предложение с этим словом.

3. Работа по учебнику

Упр. 11 (с. 99)

— Прочитайте. Найдите слова с парными по глухости-звонкости согласными на конце и проверочные слова. (Носорог — носорогом, мёд — мёду.)

— А для какого слова с парным согласным на конце нет проверочного слова? Подберите к нему проверочное слово. (Медведь — медведи.)

— Прочитайте, на какой вопрос предлагают ответить авторы учебника. Ответьте на вопрос.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 4 (с. 49)

(Самостоятельное выполнение задания.)

Упр. 5 (с. 50)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

Упр. 6 (с. 50)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— Прочитайте, что у вас получилось.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 3, 4 на с. 46; СУ, задания на с. 49; Тр., задания на с. 42).)

VII. Рефлексия

— Почему написание слов с парными согласными нужно проверять?

— Как проверить парный согласный на конце слова?

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

— Какие слова называются проверяемыми?

— Какие слова называются проверочными?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?