Урок русского языка для 1 класса на тему «Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов»
Цели: познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов; формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Работа в парах. Один ученик называет парный звонкий согласный, другой — соответствующий ему парный глухой согласный, затем наоборот.)
III. Самоопределение к деятельности
Спор согласных
В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
— В таких словах, как гриб, зуб, глаз, город, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, — твердили звонкие согласные.
— Нет, неправда. Нужно писать букву, обозначающую глухой согласный, — говорили глухие.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
— Попробуйте доказать, что в словах огород, дуб, зуб, колхоз, обед нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухого, — усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного — правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам всемогущий король Правило.
— Парные звонкие и глухие согласные надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук. Например: дуб — дубы, обед — обеды, мороз — морозы, — спокойно объяснил король Правило.
Звонкие согласные поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.
— Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас одолеет любой враг, — сказал король Правило на прощание.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об обозначении парных звонких и глухих согласных на конце слова.)
IV. Работа по теме урока
1. Сопоставление согласных в формах одного и того же слова
— Отгадайте загадку.
Круглый — круглый,
Сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь — посмотри:
Красный-красный Он внутри. (Арбуз.)
— Один арбуз, а если много? (Арбузы.)
(Учитель записывает на доске слова арбузы — арбуз.)
— Какой звук слышится в конце слова арбуз? ([С].)
— Какой буквой он обозначен на письме? (3.)
— Почему? (Перед гласной Ы в слове арбузы слышится звук [3] и пишется буква 3, поэтому и в слове арбуз нужно писать букву 3.)
— Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните в них букву 3.
2. Работа по учебнику
Упр. 8 (с. 96)
— Прочитайте пары слов.
— Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (Одинаково.)
— Подумайте, можно ли на слух определить, какой буквой нужно обозначить парный согласный.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как может обозначаться парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? (Разными буквами.)
— Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (Проверять.)
Упр. 9 (с. 97)
— Прочитайте пары слов. Сравните.
— Когда написание расходится с произношением? (На конце слова.)
— Значит, в каких словах нужно проверять написание букв?
— А какие слова будут проверочными?
— Какой вывод можно сделать? Как изменить слово, чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный согласный?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно по образцу.
— Прочитайте сведения о языке на с. 97, 98.
— Как проверить парный согласный на конце слова? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
— Какие слова называются проверяемыми?
— Какие слова называются проверочными?
V. Физкультминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться, каши съесть,
Поскакать, за парту сесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 10 (с. 98)
— Прочитайте слова. Разделите их на две группы.
— Назовите проверочные слова.
— Назовите проверяемые слова. Написание каких букв нужно проверить в этих словах?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
— Прочитайте пары слов, которые вы записали.
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 60).)
— Отгадайте загадку.
Развернули дети
Голубые сети,
Но за партой,
А не в речке,
Не на рыб,
А на словечки. (Тетрадь.)
— Запишите слово тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.
— Придумайте предложение с этим словом.
3. Работа по учебнику
Упр. 11 (с. 99)
— Прочитайте. Найдите слова с парными по глухости-звонкости согласными на конце и проверочные слова. (Носорог — носорогом, мёд — мёду.)
— А для какого слова с парным согласным на конце нет проверочного слова? Подберите к нему проверочное слово. (Медведь — медведи.)
— Прочитайте, на какой вопрос предлагают ответить авторы учебника. Ответьте на вопрос.
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 4 (с. 49)
(Самостоятельное выполнение задания.)
Упр. 5 (с. 50)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
Упр. 6 (с. 50)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
— Прочитайте, что у вас получилось.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 3, 4 на с. 46; СУ, задания на с. 49; Тр., задания на с. 42).)
VII. Рефлексия
— Почему написание слов с парными согласными нужно проверять?
— Как проверить парный согласный на конце слова?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
— Какие слова называются проверяемыми?
— Какие слова называются проверочными?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?