Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Ударные и безударные слоги. Школа России

Поделиться:

Урок русского языка для 1 класса на тему «Ударные и безударные слоги»

Цели: познакомить со случаями, когда ударение не ставится; развивать фонематический слух.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять ударные и безударные слоги в словах; работать со словарями; выполнять творческие задания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

(На доске записаны предложения.)

1) В парке я видел белок.

2) В яйце есть белок и желток.

3) Варилась уха.

4) У зайца два уха.

— Прочитайте предложения.

— Расставьте ударения в словах. Прочитайте, выделяя ударные слоги.

— Найдите одинаковые по написанию слова. (Белок и белок, уха и уха.)

— Чем отличаются эти слова? (Имеют разное значение.)

— Объясните значение данных слов.

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 27).)

III. Самоопределение к деятельности

Почему Жук прогнал Паука?

Полз Жук. Глядь — зверь не зверь…

— Ты кто?

— Паук.

— Паук? Кыш!

— Как так — кыш?!

— А вот так: кыш, и всё тут.

Жук — смел. А тот — трус, шмыг в щель!..

Ну, друг, в чём тут суть?

В чём соль, а?

— Кто уже догадался, почему Жук прогнал Паука? (Все слова в рассказе состоят из одного слога, а слово паук состоит из двух слогов.)

— А нужно ли ставить ударение в словах, состоящих из одного слога? Почему? (Нет. В этих словах один гласный звук, он и будет ударным.)

— В каких ещё словах не ставится ударение?

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О словах, в которых не ставится ударение.)

IV. Работа по теме урока

1. Повторение

(На доске записаны предложения.)

1) У кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!

2) У маши в комнате аквариум. Не маши палкой!

— Прочитайте предложения. Найдите ошибки. (У Кати хорошие игрушки. У Маши в комнате аквариум.)

— Какая орфограмма в словах? (Имена пишутся с заглавной буквы.)

— Поставьте знак ударения над каждым словом.

(Учащиеся выходят к доске и ставят над словами знак ударения.)

2. Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 42)

— Откройте толковый словарь. Прочитайте значение слов.

— Выполните задание.

Упр. 9 (с. 43)

— Прочитайте скороговорку медленно. Затем постепенно увеличивайте темп.

— Объясните смысл скороговорки.

— Найдите в скороговорке слова, которые одинаково написаны. Объясните значение этих слов.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

3. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 57).)

— Отгадайте загадку.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

— Что вы знаете об этой птице?

Сорока — птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях.

— Объясните значение следующих выражений.

• Трещит как сорока. (Говорит быстро и громко.)

• Сорока на хвосте принесла. (О неизвестно откуда полученных сведениях.)

— Запишите в тетрадь слово сорока. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Запомните в этом слове сочетание -ОРО-.

— Придумайте предложение с этим словом.

4. Работа по учебнику

Упр. 10 (с. 43)

— Прочитайте.

— Чем похожи слова в первом столбике? (Ударный — третий слог.)

— Чем похожи слова во втором столбике? (Ударный — первый слог.)

— Чем похожи слова в третьем столбике? (Ударный — второй слог.)

— Почему в некоторых словах не обозначено ударение? (Слог с буквой Ё всегда ударный.)

— Выполните задание.

V. Физкультминутка

В небе плавает луна,

В облака зашла она.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы должны луну достать.

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять —

И пониже перевесить.

Десять, девять, восемь, семь —

Чтоб луна светила всем.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 11 (с. 44)

— Прочитайте. О чём говорится в начале сказки?

— А в конце сказки?

— Кто знает эту сказку? Расскажите соседу по парте.

— Кто не знает этой сказки, придумайте сами часть о том, как встретились собака и человек, и расскажите своему товарищу.

2. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 57).)

— С каким словом из словаря мы познакомимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака.)

— Вспомните, когда так говорят, и объясните значение выражений.

• Вот где собака зарыта! (Вот в чём суть дела.)

• Собака лает, ветер носит. (Пусть говорят, не нужно обращать внимания.)

• С собаками не сыщешь. (Очень трудно найти.)

— Прочитайте слово собака с ударением.

— Сколько слогов в этом слове?

— На какой слог падает ударение?

— Найдите опасное место в этом слове.

— Составьте предложение с этим словом.

— Запишите слово собака в тетрадь. Запомните его написание.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 4 (с. 21)

(Самостоятельное выполнение задания.)

Упр. 5 (с. 22)

— Прочитайте. Выполните задание.

— Откройте учебник с. 43. Проверьте. (Комментарий для учителя. Слово туфля проверить по орфоэпическому словарю нас. 136 учебника.)

Упр. 6 (с. 22)

— Прочитайте. Выполните задание.

— Прочитайте скороговорку, которая у вас получилась.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 4-6 нас. 18, 19; СУ, задания на с. 21).)

VII. Рефлексия

Работа по учебнику

(«Проверь себя» (с. 44). Самостоятельное выполнение заданий.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Когда в словах не ставится ударение?

— Какой слог всегда ударный?