Конспект урока по русскому языку, 2 класс

Поделиться:

Конспект урока по русскому языку по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в предложении», 2 класс

Автор: Борисова Людмила Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 1 г. Суровикино Волгоградская область

Описание работы: Предлагаю вам конспект урока русского языка по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в предложении».

Данный материал будет полезен учителям, работающим по образовательной системе «Школа 2100».

Цель: знакомство со словами русского языка, которые выражают разные чувства, с их ролью в предложении.

Задачи:

— актуализировать знания учащихся об изученных частях речи;

— исследовать  роль междометий в речи, предложении;

— понаблюдать и научиться правильно выделять  междометия при записи предложений;

— совершенствовать навык выразительного чтения в предложениях с междометиями.

— расширять  словарный запас учащихся;

— воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствуя свою письменную и устную речь.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Метод урока: деятельностный.

Планируемый результат: уметь выделять в своей речи новую часть речи; использовать междометия в речи.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел долгожданный звонок,

Начинаем, ребята, урок!

Интересные вопросы ждут сегодня смельчаков,

Я желаю вам удачи!

Сядьте тихо, кто готов!

II. Минутка чистописания

– Для чего нужна минутка чистописания?

Хх // Жж //  ох  // меж //  эх  // ме //  ух  // тье //  ах

III. АОЗ.

— Обратите внимание на экран. Что видите?

ужалила             Ой,             меня          оса

– Является ли данная группа слов предложением?

— Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

— Продолжите мою мысль: Слова в предложении…. (связаны по смыслу).

— Запишите предложение.

– Найдите грамматическую основу данного предложения. (по вопросам: кто? что? что делает?)

 — Продолжите мою мысль: В предложении от слова к слову… (можно задавать вопросы)
— Задайте вопросы к оставшимся словам.

IV. Постановка проблемного вопроса

Цель: зафиксировать интеллектуальный разрыв между имеющимися знаниями детей и несостоятельностью ответа на вопрос.

– Какой вопрос мы зададим  к слову ой?

— Мы уже встречались с подобными словами? (в 1 классе)

— Говорили о них подробно? (нет)

V. Постановка темы и целей урока.

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Физкультминутка для глаз.

VI. Сообщение новой темы, разрешение интеллектуального конфликта

Цель: показать роль междометий в предложении.

– Молодцы! Вы сегодня на уроке сделали маленькое открытие, о том, что есть в русской речи такие слова, к которым нельзя задать вопрос.

— А какую же работу они выполняют в речи?

– Посмотрите еще раз на наше предложение. Какое чувство мы испытываем  после укуса осы? (Боль)

— Какое слово нам помогло это понять? (Ой)

— Посмотрите на эту картинку. (На слайде фотография мальчика) Какое чувство испытывает мальчик? (Восторг, радость)

— Какое междометие он мог бы произносить? (ух!)

— А какое чувство испытывает эта девочка? (На слайде фотография девочки)  (печаль, грусть)

— Как вы думаете, какое слово она могла бы произнести? (ох)

— А что случилось с  этим малышом? (На слайде фотография мальчика)   (он чего-то испугался)

— Что бы вы сказали, если бы чего- то испугались? (ах, как страшно)

— А что делает этот малыш? (На слайде фотография мальчика)  (он кого-то зовет)

— Какие слова он может при этом произносить? (Эй)

— Посмотрите, к этим картинкам я составила предложения:

 …! Весело кататься с горки!

…, я жду маму.

…,я боюсь темноты!

…! Поиграй со мной.

— Произнесите свои предложения. Что заметили?
(Предложения стали беднее и не всегда можно понять, как прочитать их, с какой интонацией).

— Подберите и вставьте подходящие междометия.

Обратите внимание, как на письме выделяются междометия?

 Спишите предложения.
— Для чего же служат междометия?

    ( для выражения различных чувств)

Вывод:( делают дети) Междометия  – слова, которые выражают чувства, к ним нельзя задать вопрос. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.

Физминутка (1-2мин.)

Учитель называет различные слова. Если слова являются междометиями – дети приседают, а если не являются междометием – руки вверх

VII. Упражнения в правильном употреблении междометий и осознанности чтения

– Теперь обратимся к учебнику (стр.66, упр.103) и понаблюдаем как на письме выделяется междометие. Запишите одно из предложений на выбор в тетрадь.

Вывод: междометия пишутся в начале предложения с большой буквы. После них ставятся « , » или « ! »

— Подготовьте чтение своего предложения, выражая чувства. (работа в парах)

VIII. Итог

– С какой частью речи знакомились?

— Найдите и подчеркните в чистописании междометия.
– Какую роль в речи играют междометья?

IX. Рефлексия

Цель: мотивировать детей к употреблению междометий в речи.

 — Какие междометия вы бы использовали, чтобы выразить свои чувства от сегодняшнего урока?

— Спасибо большое за работу на уроке!

X. Домашнее задание

Дидактический материал с. 44, упр.88.