Конспект урока по русскому языку по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в предложении», 2 класс
Автор: Борисова Людмила Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 1 г. Суровикино Волгоградская область
Описание работы: Предлагаю вам конспект урока русского языка по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в предложении».
Данный материал будет полезен учителям, работающим по образовательной системе «Школа 2100».
Цель: знакомство со словами русского языка, которые выражают разные чувства, с их ролью в предложении.
Задачи:
— актуализировать знания учащихся об изученных частях речи;
— исследовать роль междометий в речи, предложении;
— понаблюдать и научиться правильно выделять междометия при записи предложений;
— совершенствовать навык выразительного чтения в предложениях с междометиями.
— расширять словарный запас учащихся;
— воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствуя свою письменную и устную речь.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Метод урока: деятельностный.
Планируемый результат: уметь выделять в своей речи новую часть речи; использовать междометия в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел долгожданный звонок,
Начинаем, ребята, урок!
Интересные вопросы ждут сегодня смельчаков,
Я желаю вам удачи!
Сядьте тихо, кто готов!
II. Минутка чистописания
– Для чего нужна минутка чистописания?
Хх // Жж // ох // меж // эх // ме // ух // тье // ах
III. АОЗ.
— Обратите внимание на экран. Что видите?
ужалила Ой, меня оса
– Является ли данная группа слов предложением?
— Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
— Продолжите мою мысль: Слова в предложении…. (связаны по смыслу).
— Запишите предложение.
– Найдите грамматическую основу данного предложения. (по вопросам: кто? что? что делает?)
— Продолжите мою мысль: В предложении от слова к слову… (можно задавать вопросы)
— Задайте вопросы к оставшимся словам.
IV. Постановка проблемного вопроса
Цель: зафиксировать интеллектуальный разрыв между имеющимися знаниями детей и несостоятельностью ответа на вопрос.
– Какой вопрос мы зададим к слову ой?
— Мы уже встречались с подобными словами? (в 1 классе)
— Говорили о них подробно? (нет)
V. Постановка темы и целей урока.
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Физкультминутка для глаз.
VI. Сообщение новой темы, разрешение интеллектуального конфликта
Цель: показать роль междометий в предложении.
– Молодцы! Вы сегодня на уроке сделали маленькое открытие, о том, что есть в русской речи такие слова, к которым нельзя задать вопрос.
— А какую же работу они выполняют в речи?
– Посмотрите еще раз на наше предложение. Какое чувство мы испытываем после укуса осы? (Боль)
— Какое слово нам помогло это понять? (Ой)
— Посмотрите на эту картинку. (На слайде фотография мальчика) Какое чувство испытывает мальчик? (Восторг, радость)
— Какое междометие он мог бы произносить? (ух!)
— А какое чувство испытывает эта девочка? (На слайде фотография девочки) (печаль, грусть)
— Как вы думаете, какое слово она могла бы произнести? (ох)
— А что случилось с этим малышом? (На слайде фотография мальчика) (он чего-то испугался)
— Что бы вы сказали, если бы чего- то испугались? (ах, как страшно)
— А что делает этот малыш? (На слайде фотография мальчика) (он кого-то зовет)
— Какие слова он может при этом произносить? (Эй)
— Посмотрите, к этим картинкам я составила предложения:
…! Весело кататься с горки!
…, я жду маму.
…,я боюсь темноты!
…! Поиграй со мной.
— Произнесите свои предложения. Что заметили?
(Предложения стали беднее и не всегда можно понять, как прочитать их, с какой интонацией).
— Подберите и вставьте подходящие междометия.
Обратите внимание, как на письме выделяются междометия?
Спишите предложения.
— Для чего же служат междометия?
( для выражения различных чувств)
Вывод:( делают дети) Междометия – слова, которые выражают чувства, к ним нельзя задать вопрос. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.
Физминутка (1-2мин.)
Учитель называет различные слова. Если слова являются междометиями – дети приседают, а если не являются междометием – руки вверх
VII. Упражнения в правильном употреблении междометий и осознанности чтения
– Теперь обратимся к учебнику (стр.66, упр.103) и понаблюдаем как на письме выделяется междометие. Запишите одно из предложений на выбор в тетрадь.
Вывод: междометия пишутся в начале предложения с большой буквы. После них ставятся « , » или « ! »
— Подготовьте чтение своего предложения, выражая чувства. (работа в парах)
VIII. Итог
– С какой частью речи знакомились?
— Найдите и подчеркните в чистописании междометия.
– Какую роль в речи играют междометья?
IX. Рефлексия
Цель: мотивировать детей к употреблению междометий в речи.
— Какие междометия вы бы использовали, чтобы выразить свои чувства от сегодняшнего урока?
— Спасибо большое за работу на уроке!
X. Домашнее задание
Дидактический материал с. 44, упр.88.