Урок русского языка во 2 классе
Автор: Кожина Эржена Намсараевна, учитель начальных классов МОУ «Сужинская СОШ» с. Сужа , Иволгинского района Республики Бурятия
Данный урок проводится во втором классе, по УМК «Школа России». Повторение изученного материала по темам: «Имя существительное, имя прилагательное и глагол»
Предмет Русский язык
Класс 2
Тема: Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.
Тип урока: повторение изученного.
Задачи занятия:
1. Отрабатывать навык определения частей речи;
2. Пополнять активный словарный запас;
3. развивать мышление, коммуникативные навыки;
Учебно-методическое обеспечение Т. Г. Рамзаева, учебник русского языка, 2 класс, 2 часть.
Время реализации занятия 45 мин.
Ход занятия.
I. Оргмомент (1 мин)
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
— Запишите число: 6 мая. Классная работа.
— Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок.
У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
II. Развитие мышления
— Почему сову называют мудрой?
— Да. Сова очень долго живет и поэтому ее называют мудрой. Мудрая Сова прилетела к нам не с пустыми руками, она принесла нам много интересных заданий. 1 задание. Распределите слова на 3 столбика и объясните, почему так распределили.
Машина, большой, добрый, мальчик, бежит, растет, карандаш, синий, летит.
(Магнитные карточки прикрепляются на доску; пара ребят распределяет карточки на группы у доски, остальные пары обсуждают на рабочих местах)
(Последовательность вопросов и повторение частей речи зависит от того, как распределили слова дети).
— На какой вопрос отвечают слова в первом столбике?
— На какие вопросы отвечают слова во втором столбике?
— На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике?
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться?
(Будем говорить о глаголах, именах существительных и именах прилагательных, будем учиться задавать вопросы к словам).
III. Работа по теме урока.
1. Тема нашего урока «Части речи».
— На уроке мы будем учиться определять части речи, вспомним, на какие вопросы отвечают изученные нами части речи, будем находить главные и второстепенные члены в предложении, повторим написание некоторых словарных слов, поработаем в группах. Все эти задания нам принесла Мудрая Сова. Запишите тему урока.
2. Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.
— Какие части речи мы с вами знаем?
(Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
— Вспомним, что мы знаем об этих частях речи и приведем примеры.
— Что называют именем существительным?
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и называет предметы).
— Что называют именем прилагательным?
(Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и называет признаки предметов).
— Что называют глаголом?
(Глагол — это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и называет действия предметов)
3. Работа с именами существительными и именами прилагательными
(Слова на магнитных карточках на доске)
— Что общего у всех этих слов?
(Это имена прилагательные).
— К словам, называющим признаки предметов, подобрать имена существительные из сказки. Угадайте, какая это сказка и вспомните, кто ее написал. Вам помогут рисунки, которые принесла Мудрая Сова
Золотая – … .
Синее – … .
Высокий – … .
Разбитое – … .
Сварливая – … .
Усердные – … .
Грозная — … .
(Это «Сказка о рыбаке и рыбке». Её написал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин)
1. Распознавание глаголов.
— Мудрая Сова очень рада, что вы так хорошо справились с заданием, вы хорошо разбираетесь в именах прилагательных и именах существительных. Наша гостья хочет проверить, умеете ли вы распознавать глаголы
— Составьте предложение с одним из глаголов.
(Удачное предложение записывается на доске и в тетради.)
2. Массаж пальчиков. (Аппликатор Кузнецова)
3. Минутка чистописания
(На уроке учащиеся работают в тетради в узкую линейку. На минутке чистописания используется тетрадь в широкую линейку. Идет подготовка для перехода к работе в широкую линейку).
— Прочитайте чистоговорку, и попробуйте определить, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания.
Паучок.
Чок-чок – это паучок.
Чок-чок-чок – за печуркой паучок.
Чок-чок-чок – ткёт паутину паучок.
Чок-чок-чок – ждёт добычу паучок.
(Это буква Пе)
— Какие звуки она обозначает? Дайте характеристику звукам.
(Буква Пе может обозначать звук [п] – он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, твердый; звук [п,] – он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, мягкий.)
— Откройте тетради для чистописания и пропишите буквы.
П ппп П ппп
(Показы в тетрадях выполнены учителем точечным рисунком до середины строки. Дети обводят показы и дописывают по образцу до конца строки. Показ предложения также выполнен точечным рисунком)
У пенька опять пять опят.
— Что это за предложение?
(Это скороговорка).
— Для чего служит скороговорка?
(Она учит правильно, четко и быстро говорить).
— Запишите скороговорку в тетрадь, а дома выучите ее наизусть.
Физкультминутка.
Лиса зарядку делает.
Прыгает и бегает.
Потянулась во весь рост
И расправила свой хвост.
IV. Закрепление изученного.
1. Работа со словарными словами. Кроссворд
— Мудрая Сова желает проверить как вы знаете написание словарных слов и приготовила для нас кроссворд. Отгадайте кроссворд и прочитайте слово, полученное в выделенных клетках.
— Передайте свои работы по цепочке, проверьте и оцените работу товарища.
— Какое слово мы получили в выделенных клетках? (Это слово ОГОРОД)
— Этимология этого слова такова: общеславянское слово, исходное значение – «огороженное чем-либо место».
— Запишите это слово в свои словарики, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
2. Работа в группах.
— У кого на парте красные яблоки – в 1 группу, зеленые яблоки – во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.
(На каждом рабочем месте группы компьютер. Для работы детей можно загрузит не всю презентацию, а только слайды 12-16. В зависимости от уровня группы даются задания: если группы равносильны, то темы можно распределить по жребию; если группы организованы по уровню усвоения материала, то самой сильной группе дается задание подобрать имена прилагательные, т.к. эта часть речи чаще всего и вызывает затруднения, самой слабой группе предлагается определить имена существительные (материал детьми усваивается легче), третьей группе надо подобрать глаголы.)
— Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрацию и подберите нужную часть речи. На работу вам отводится 4 минуты. Свои работы вы можете оформить на альбомных листах или на доске. Затем каждая группа представит свою работу.
3. Письмо по памяти.
— Прочитайте предложения:
Ласточка лепит гнездо под крышей.
Грачи вьют гнезда на деревьях.
— Почему о ласточках говорят, что они лепят гнездо, а о грачах – вьют?
(Ласточки с помощью слюны лепят из глины гнезда, а грачи вьют свои гнезда на деревьях из прутиков.)
— Запомните предложения и запишите их по памяти.
(Один ученик на закрытой части доски пишет предложения по памяти, остальные работают в тетради.)
— Подчеркните в предложении главные члены.
V. Итог урока.
· О каких частях речи мы сегодня говорили?
· Что мы знаем об имени существительном?
· Что мы знаем об имени прилагательном?
· Что мы можем сказать о глаголе?
VI. Домашнее задание
VII. По выбору:
1. стр. 86 упр. 373
2. Составить и записать 3 предложения о весне. Определить части речи.
3. Выписать из словаря названия птиц и подобрать к ним имена прилагательные.
Рефлексия.
«Карточки — настроения»
Дети прикрепляют карточки на экран и аргументируют свой выбор.
Список литературы:
1. Сборник загадок «Растительный и животный мир», М. ЭКЗАМЕН,2008
2. А. Ф. Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей», Волгоград, УЧИТЕЛЬ, 2003.
3. Л. П. Николаева, И. В. Иванова «Работа со словарными словами 2 класс», М., ЭКЗАМЕН, 2008