Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Глагол как часть речи. Школа России

Поделиться:

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Определение глагола как части речи

Цели: формировать умение находить глаголы в тексте; познакомить с основными признаками глагола; продолжать выработку каллиграфического письма; воспитывать орфографическое чутьё.

Ход урока

I. Организационный момент.

Девиз урока:

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу.

На отлично напишу!

II. Чистописание.

1. Упражнение для разминки пальцев.

1) «Пальчики здороваются».

Локти стоят на парте, каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки вперёд и назад.

2) «Согреем пальчики».

Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку и наоборот.

3) Игра «Пианино».

2. Написание букв и слов.

Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Глагол как часть речи. Школа России

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

III. Объявление темы урока.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду — всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт!

В. Кондрашов

— О какой части речи говорится в этом отрывке?

— Об этом мы и узнаем сегодня на уроке. Для этого мы отправимся в необычный город Глагольск (написано на доске).

— Во время путешествия по этому городу мы узнаем, кто же в нём живёт.

IV. Работа по теме урока.

1. Первая остановка «Повторяйка».

— Как называются слова, о которых можно спросить: Что это? Кто это?

— Как называются слова, о которых можно спросить: Какой? Какая? Какое? Какие?

— Как называются слова, которые не называют людей, животных, предметы, а только указывают на них?

2. Вторая остановка «Узнавайка».

(Показ картинок или слайдов.)

1. Что делает самолёт? (Летит.)

2. Что делает птица? (Поёт.)

3. Что делает машина? (Едет.)

— А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

— Значит, нужны действия и слова, которые их называют. Такие слова и живут в городе Глагольске и называются — глаголы.

— Как отличить глаголы от других частей речи? Откуда взялось слово «глагол»?

♦ Это интересно.

Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов — важнейший вид слова. Ведь глагол — одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. (По Л. Успенскому.)

3.Третья остановка «Думайка».

— Послушайте текст. «Январь. Хорошая погода. На дворе морозец. Заснеженный парк. Ребята».

— Как оживить эту картину? (Дополнить предложения глаголами.)

Учащиеся выполняют задание вместе с учителем.

4. Четвёртая остановка «Отдыхайка».

Игра «Море волнуется».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте Замри!

— С помощью какой части речи вы оживали?

5. Пятая остановка «Вспоминайка».

— Как вы думаете, что означают глаголы?

— На какие вопросы отвечают?

— По глаголам, используемым в загадке, определить предмет.

Один льёт,

Другой пьёт,

Третий растёт.         (Дождь, земля, трава.)

 

Голодная — мычит,

Сытая — жуёт,

Всем детям молоко даёт.            (Корова.)

 

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.            (Осы.)

На доске записаны слова:

Ученик                 Рыба                    Снег

— Подберите и запишите как можно больше слов со значением действия.

— Найдите и выпишите глаголы из стихотворения. Кот крадётся вдоль сарая,

Воробьи подняли гам.

Я берёзку поливаю,

Посадил, конечно, сам.

Одинаковы мы ростом.

Вот листочки выпустит,

Потягаемся с берёзкой –

Кто быстрее вырастет?

Н. Рубцов

 

Лес тихонько увядает,

Выцветает, облетает,

Мокнет, сохнет…, но постой!

В ельнике средь старых шишек

Жёлтым соком брызжет рыжик.

В. Берестов

V. Итог урока.

— Вот и подошло к концу путешествие по городу Глагольску. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Жители города Глагольска вами очень довольны — ведь вы так хорошо их находили. Я благодарю вас всех!