Урок русского языка в 3 классе. Тема: Определение глагола как части речи
Цели: формировать умение находить глаголы в тексте; познакомить с основными признаками глагола; продолжать выработку каллиграфического письма; воспитывать орфографическое чутьё.
Ход урока
I. Организационный момент.
Девиз урока:
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу.
На отлично напишу!
II. Чистописание.
1. Упражнение для разминки пальцев.
1) «Пальчики здороваются».
Локти стоят на парте, каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки вперёд и назад.
2) «Согреем пальчики».
Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку и наоборот.
3) Игра «Пианино».
2. Написание букв и слов.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
III. Объявление темы урока.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду — всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растёт!
В. Кондрашов
— О какой части речи говорится в этом отрывке?
— Об этом мы и узнаем сегодня на уроке. Для этого мы отправимся в необычный город Глагольск (написано на доске).
— Во время путешествия по этому городу мы узнаем, кто же в нём живёт.
IV. Работа по теме урока.
1. Первая остановка «Повторяйка».
— Как называются слова, о которых можно спросить: Что это? Кто это?
— Как называются слова, о которых можно спросить: Какой? Какая? Какое? Какие?
— Как называются слова, которые не называют людей, животных, предметы, а только указывают на них?
2. Вторая остановка «Узнавайка».
(Показ картинок или слайдов.)
1. Что делает самолёт? (Летит.)
2. Что делает птица? (Поёт.)
3. Что делает машина? (Едет.)
— А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.
— Значит, нужны действия и слова, которые их называют. Такие слова и живут в городе Глагольске и называются — глаголы.
— Как отличить глаголы от других частей речи? Откуда взялось слово «глагол»?
♦ Это интересно.
Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов — важнейший вид слова. Ведь глагол — одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. (По Л. Успенскому.)
3.Третья остановка «Думайка».
— Послушайте текст. «Январь. Хорошая погода. На дворе морозец. Заснеженный парк. Ребята».
— Как оживить эту картину? (Дополнить предложения глаголами.)
Учащиеся выполняют задание вместе с учителем.
4. Четвёртая остановка «Отдыхайка».
Игра «Море волнуется».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте Замри!
— С помощью какой части речи вы оживали?
5. Пятая остановка «Вспоминайка».
— Как вы думаете, что означают глаголы?
— На какие вопросы отвечают?
— По глаголам, используемым в загадке, определить предмет.
Один льёт,
Другой пьёт,
Третий растёт. (Дождь, земля, трава.)
Голодная — мычит,
Сытая — жуёт,
Всем детям молоко даёт. (Корова.)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Осы.)
На доске записаны слова:
Ученик Рыба Снег
— Подберите и запишите как можно больше слов со значением действия.
— Найдите и выпишите глаголы из стихотворения. Кот крадётся вдоль сарая,
Воробьи подняли гам.
Я берёзку поливаю,
Посадил, конечно, сам.
Одинаковы мы ростом.
Вот листочки выпустит,
Потягаемся с берёзкой –
Кто быстрее вырастет?
Н. Рубцов
Лес тихонько увядает,
Выцветает, облетает,
Мокнет, сохнет…, но постой!
В ельнике средь старых шишек
Жёлтым соком брызжет рыжик.
В. Берестов
V. Итог урока.
— Вот и подошло к концу путешествие по городу Глагольску. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Жители города Глагольска вами очень довольны — ведь вы так хорошо их находили. Я благодарю вас всех!