Конспект урока — путешествия по математике для учащихся 1 класса

Поделиться:

Автор: Гилязетдинова Гульнара Наилевна,  учитель начальных классов МБОУ СОШ №11, г. Альметьевск, республика Татарстан

Описание материала: Представленный конспект урока может пригодиться для учителей работающих по программе «Общеобразовательная система 2100» в 1 классе. Урок проведён в форме игры — путешествия, главная героиня которой является Машенька. Урок построен с учётом ФГОС.

Тема урока: Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник

Цели и задачи:

Основные предметные цели:

Помочь детям уяснить:

– понятие ломаной линии, дав определение ломаной;

– понятие треугольника как замкнутой ломаной, имеющей три вершины и три звена – стороны треугольника;

– состав чисел 2 и 3, написание цифр 1, 2 и 3.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование:

Карточки с геометрическими фигурами;

Числовые модели, счётные палочки, слайды с  фигурками сказочных героев, волшебная иголочка.

Нетбуки

Проектор

Ход урока:

Организационный момент.

Дыхательная гимнастика

«Вырасти большой»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».

Повторить 4—5 раз.

«Петух»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

Повторить 5—6 раз.

Актуализация знаний.

1.Вводная беседа

— Ребята вы любите сказки?

А вот сегодня на уроке мы с вами побываем в одной сказке. Итак слушайте. Жила – была девочка Машенька. Была у неё волшебная иголочка которая творила чудеса: одевала и кормила свою хозяйку: то платье сошьёт, то скатерть – самобранку. Выверите? Сейчас проверим её волшебную силу.

— Соедините рисунок  с нужной карточкой (дети иголочкой показывают )

2. Фронтальная работа

И вот однажды иголочка пропала. Машенька с ног сбилась никак на может найти. Собралась она в путь  дороженьку за иголочкой, а дорога дальняя, трудная, со счётом. А Машенька и в школе никогда  не училась. Ребята, вы хотите ей помочь в пути?

(Дети читают пословицы на слайде)

«Нет друга ищи, анашёл береги»

«Друг познаётся в беде»

— Давайте проверим настоящие ли мы помощники. Отгадайте загадки. (на слайдах)

1. Сидят три белки на ветках, против каждой белки по белке. Сколько всего белок?

2. Сколько крыльев у котенка,

3. Какое количество дней в неделе?

— И вот подошла Машенька к лесу в котором живёт злой волшебник Числоед. Он заточил в заколдованном замке некоторых жителей этой страны и лишил памяти. Если мы их найдём и поможем им вспомнить их имена, они снова будут свободны.

– К вершине горы, где стоит замок, ведут ступени.

 – Посмотрите на них и скажите, можно ли по ним подняться. (Нет. Ступени перепутаны.)

– Найдите ошибку и исправьте. Объясните своё решение. (После числа 1 стоит число 2, после числа 2 стоит число 3, оно последующее для двух.)

– Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

– Как получить предыдущее число?

– Пройдите по ступеням вперёд и назад (прямой и обратный счёт).

– Сосчитайте от 2 до 8, от 10 до 3.

– Назовите соседей числа 3.

– Какое из них предыдущее число, а какое – последующее? Почему?

– Какое число стоит между 8 и 9, справа от 6, слева от 7? Как их можно назвать? (Последующее и предыдущее.)

– Молодцы. Ворота замка открываются. Перед нами несчастные узники:

1 + 1 + 1 =

– А на какие части можно разбить эти кривые? (На замкнутые и незамкнутые.)

– Сколько замкнутых? (2) А незамкнутых кривых? (1)

– А всего кривых? (3). Запишем это:

2 + 1 =

– А если вначале мы посчитаем незамкнутые кривые, сколько их?(1) А замкнутых? (2) Запишем это:

1+     =

II. Открытие нового знания и формулирование темы урока.

1) – Слышите, из ворот замка доносится тихий плач. Наверное, мы нашли не все фигуры.

– Кто там, выходи! (Учитель извлекает из ворот ещё одну фигуру)

– Кто знает, как её зовут? (В классе могут найтись дети, которые знают ответ – это ломаная)

— Обратиться к учебнику и проверьте свои предположения с помощью учебника.

2) Задание № 1 учебника на с. 36. (Обсуждение в парах)

– Что мы видим на рисунке? (Отрезки, фигуры из отрезков.)

– Какие из этих фигур похожи на ту, что вышла к ним из замка последней? (Первая, вторая и третья.)

– Чем они похожи? Чем эти фигуры отличаются от других? (Состоят из нескольких отрезков, отрезки не лежат на одной прямой, расположены под углом и т.д.)

3) Задание № 2 учебника на с. 36.Совместная работа в парах.

— Неожиданно Машенька увидела  иголочку, схватила её и укололась. Кто это? ( Появляется на слайде ёж).

Попросила Машенька иголочку, и ёжик согласился, если поможет ему найти на рисунке Пети «лишнюю» фигуру. (Дети определяют  «лишнюю» фигуру, разбивая все фигуры на группы по цвету. Под руководством учителя дети выделяют «лишнюю» фигуру – ломаную)

— Что вы можете рассказать об этой фигуре Машеньке и Ёжику, которые ещё не учатся в школе?

_ Прочитайте , что пишут авторы учебника про эту фигуру. (Это- ломаная линия. Отрезки – звенья ломаной. Концы отрезков – вершины ломаной.)

— Сколько звеньев у ломаной на картинке?

— Сколько вершин в данной ломаной?

— Сложите из палочек ломаную.

— Сколько звеньев в вашей ломаной?

— Положите столько кружочков , сколько вершин в вашей ломаной.

Физминутка

Взяла Машенька иголочку, а она обыкновенная. Побежала она дальше. Что здесь спряталось? Она зашифрована.  Выполним физминутку и угадаем тайну леса.

С О С Н А

4) Выполняем задание № 4 на с. 37 учебника.

Просит Машенька у неё иголочку , а сосна в ответ выполни задание № 4 тогда и дам иголочку.

— Попробуйте  разбить ломаные на группы. Объясните свой выбор. (Дети разбивают все ломаные по цвету)

_Расскажите Машеньке, как можно назвать синие фигуры?

— Прочитайте выводы учёных. (Это – замкнутые ломаные)

— Какую форму имеет крыша сказочного замка? (Форму ломаной).

IV. Первичное закрепление. (Работают в  нетбуках)

Фронтальная работа

-Взяла иголочку Машенька , а она не волшебная. Совсем было отчаялась , но вдруг поднялся сильный ветер, разметал по дороге листочки, необходимо заселить их  в»окошки».

Увидел Машеньку Жук- Шелкопряд, дал её клубочек и сказал : «Беги за ним!»

Работа в паре.

Прибежала к избушке Бабы- Яги, а дом охраняет Сова – умная голова, дверь на 3-х замках , а  пока бежит мы работаем,  выложите на парте треугольник из палочек. Сравните свою работу с работой соседа по парте. Покажите друг другу звенья треугольников и вершины. (убирается 1-ый замок)

V. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

1) Задание № 6 учебника и задание № 1 рабочей тетради (ур. 18, с. 19).

— Много приключений происходит в сказочном лесу! Но Машенька очень проголодалась. Угостите её фруктами. (убирается 2-ой замок)

2) Задание № 2 рабочей тетради 9 (убирается 3-ий замок)

VI. Итог урока.

Двери отворились. Вошла Машеньку в избушку и увидела свою иголочку. Вышила она ковёр – самолёт и полетела, пока Бабы- Яги дома не было. Летит, а сосенка кричит: «С какими новыми фигурами вы встретились? «

А Ёжик просит: «На какие группы можно разделить все ломаные?»

И Жук — Шелкопряд не остался в стороне спрашивает у вас: «Чем отличается треугольник от остальных замкнутых ломаных?»

Машенька прилетела домой и очень вам благодарна. А за что?